Взорвать Гитлера

Идейный

Германия. Предвоенные годы. Швабский столяр Георг Эльзер (Кристиан Фридель) далёк от политической деятельности. Его заботят насущные проблемы, в частности – отношения с женщинами. Но когда к власти в Германии приходит Национал-социалистическая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером и мужчина становится свидетелем происходящих в стране перемен, он принимает решение о необходимости радикальных мер. Чтобы предотвратить Вторую мировую войну, Эльзер готовит план по уничтожению Гитлера.

Эльзер – фигура для послевоенной Германии знаковая. Человек, который в одиночку мог переписать ход истории, со временем стал истинным символом антифашизма, даром что его неудавшееся покушение на фюрера унесло жизни восьми человек. Так, в Берлине был открыт памятник плотнику из Хермарингена, в его честь называли улицы и площади, а в Кёнигсброне была установлена мемориальная доска с его именем. Героическая история одинокого борца за свободу так и просилась на экран, и в 1989 году свет увидела работа Клауса Марии Брандауэр «Георг Эльзер – один из немцев», главную роль в котором сыграл сам режиссёр.

Вернувшийся на родину после неудачного вояжа в Голливуд Оливер Хиршбигель («Бункер», «Диана: История любви») вновь обращается к хорошо знакомой каждому немцу хронологии событий мюнхенского происшествия. Первые кадры фильма заставляют предположить, что нас ждёт сильная драма, с непременно гнетущей атмосферой Гестапо и непростыми моральными дилеммами. Но этого не происходит. Авторы решили по-своему, расставив акценты совсем иначе.

На деле пазл складывается с трудом: тасуя гнетущие эпизоды пыток и дознаний Эльзера со сценами из его прошлого, авторы вносят сумятицу в повествование. То, что в теории должно было выглядеть стройным и логически выверенным, на практике только сбивает с ритма. Флэшбэки и различного рода ответвления от основной сюжетной линии – приёмы непростые для исполнения. И Хиршбигель, увы, не сумел должным образом вплести их в канву повествования.

Главный герой фильма предстаёт перед нами человеком неоднозначным. Вот он – герой-любовник, заботе о собственных родителях предпочитающий неистовство ночей распутства; вот – смиренный квартирант, фактически предавший своего друга. Перемены в нём происходят резко, неожиданно. Мы становимся их свидетелями, но причины перемен лежат где-то глубоко внутри инфантильного Георга.

Зато сложно придраться к технической стороне картины. Временами создаётся впечатление, что фильм был снят в Соединённых Штатах – до того красиво, «вылизано» смотрится картинка. Благодарность за это стоит высказать Юдит Кауфман («Четыре минуты», «Чужая») – редкой представительнице прекрасного пола в интернациональной семье операторов.

Фильм берёт за основу популярный сюжет, который к настоящему времени превратился едва ли не в фольклорный, но никак не развивает его. В результате «Взорвать Гитлера» превращается в пресную, пусть и местами увлекательную, художественную адаптацию документальной в общем-то истории. Режиссёрская позиция выглядит натужным желанием сыграть в доброго пай-мальчика, угодив всем и каждому, и даже неплохая игра Кристиана Фриделя не спасает положение – «Взорвать Гитлера» не вызывает восхищения и не заставляет сопереживать. А ведь какая была заявка!

Вердикт: Неровная историческая драма о столкновении личности и системы, которая ставит себе подножку клишированными персонажами, патлатым сценарием и неровной режиссурой.

6

6

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here