Тяготы взаимопонимания
Нахальная девчушка катается на скейтборде, плюётся и матерится, что ужасает даже бывшего заключённого, пытающегося научить её уму-разуму. Такую дихотомию изображает ирландец Марк Нунан в своей камерной ленте о зэке Уилле (Эйдан Гиллен), которого освобождают ради присмотра за его дерзновенной 11-летней племянницей Стэйси (Лорен Кинселла) после смерти её матери. Пытаясь начать жизнь заново, они переезжают в бескрайние ирландские поля и селятся в узковатом трейлере.
Одинокая малышка Стэйси проведёт свои подростковые годы в приёмных семьях, если её дядя вернётся в тюрьму, но он сделает всё возможное, чтобы не потерять связь с семьёй и позаботиться о девочке. Уилл старается стать для неё идеальным другом и, возможно, отцом, но встречается с типичным подростковым протестом. Они не понимают друг друга.
Вместе с тем у девочки развивается нарколепсия, вероятно, в результате её недавней потери, что не позволяет ей попасть в местную школу. И, о чудо! Уилл рукой судьбы встречает Эмили (Эрика Сэйнт), которая является профессиональным учителем, и хотя она долгое время не преподавала, она всё же готова работать со Стэйси на дому. А супруг Эмили – Тибор (Джордже Пистерьяну) – по-соседски помогает Уиллу с работой, в поисках которой тот испытывает трудности. Он работает мусорщиком и предлагает герою Гиллена взять несколько смен. Деньги небольшие, но на время сойдёт. Кроме прочего, у них есть сын, слегка младше Стэйси, который является маловразумительной ношей сюжета. Мальчишка появляется лишь пару раз, да и то безмолвно. А Эмили с ним проводит до абсурда мало времени. Конечно, отношения между дядей и племянницей занимают центральное место в фильме, поэтому учительница и её молодой человек представляются рудиментами сюжета.
Смышлёная и бойкая девчонка Стэйси грубит и спорит со старшими, но чувствуется, что в судьбе этих персонажей происходит нечто большее, чем нам показывают. За их спинами дышит недосказанная правда – элемент, который не даёт покоя ни зрителю, ни образам Нунана. Режиссёр подходит к своей работе с детективной ухваткой. Глаза и жесты говорят об одном, пока сочетание межличностных отношений с лирической атмосферой, красивыми пейзажами, ветхими, уродливыми домами и ржавой железной дорогой дополняют обострённую, но урывками юморную историю.
Фильм не страдает от частого музыкального монтажа, а гитарное сопровождение Дэйвида Джерати ненавязчиво прибавляет в общий тон повествования мягкую, мелодичную задушевность. Автор рисует для нас интимную картину о надежде, отчаянии, любви, утрате и недопонимании.
Кроме прочего, «Вы тоже гадкие» имеет сходство с творчеством Терренса Малика как тематически, так и, вне всяких сомнений, визуально. История персонажей обладает сильным эмоциональным окрасом, который в руках Нунана разворачивается сдержанно и тонко. Он со вкусом и знанием сопоставляет положительные и отрицательные образы, жонглируя понятиями о добродетели и недостатках. Герои кажутся зеркальным отражением друг друга. Они убедительны, а окружающая природа Ирландии показана в мягких жёлто-коричневых тонах, с детальными крупными кадрами, поэтичными солнечными бликами и замедленными действиями. Другими словами, внешне дебютная работа Нунана бесподобна.
Картина красиво снята, история идеалистична, а её персонажи милы, мягки и излишне безупречны. Автор раскрывает идею о необходимости завоёвывать доверие не только посторонних, но и близких людей. Действо показано эмоционально, но без единой слезинки, поэтому ближе к финалу всё же чувствуется приторно-сладкий осадок угодливой сказочности.
Режиссёр сохраняет драму приглушённой, в чём одновременно заключается сила картины и её ограничение, но такая сдержанность придаёт нашему настроению лёгкость. В результате светлая душа фильма, скорее всего, оставит зрителя со скромной улыбкой. А по-другому и быть не может, потому что рассказ заканчивается на шутке, подытоживающей историю и приводящей в приятное замешательство.
Вердикт: Сентиментальная история с привлекательными и мягкими, но чересчур сказочными героями.
8 |
6 |
8 |