Легендарная песня «My Way» наиболее известна всем в исполнении Фрэнка Синатры. Для него она была такой же, как и «Non, Je ne regrette rien» для Эдит Пиаф: музыкальная композиция выступала своего рода откровением, подводила итоги жизни. Однако далеко не все знают, что песня сама по себе является американской версией французского оригинала, соавтором и исполнителем которой был Клод Франсуа – невообразимо популярная личность музыкального мира Франции.
Жизнь Франсуа – как салют – яркая и запоминающаяся, но несправедливо короткая. В сердцах многих французов он остался обладателем нежного голоса, полным энергии артистом, полностью выкладывавшимся на сцене, и просто легендой. Остальной же мир знает его, в первую очередь, просто как человека, написавшего «My Way». Именно поэтому в 2012 году была выпущена биографическая драма о жизни Клода Франсуа. Во французском прокате фильм получил название Cloсlo – народный псевдоним Клода Франсуа, – а в американском вышел с заголовком «Мой путь».
«Мой путь» – ещё одно доказательство того, что французские байопики на сегодняшний день можно по праву считать лучшими. Одни из удачных примеров – «Жизнь в розовом цвете» (2007) и «Генсбур. Любовь хулигана» (2010). Преимуществом этих фильмов, в первую очередь, является та точность, с которой создатели подходят к пересказу жизни известной персоны. Если существует фотография нужного события, она будет с невероятной точностью воспроизведена на экране, так же, как и голос певца, манера игры актёра или речь политика. Самая главная черта этих фильмов – это неоспоримое внешнее сходство исполнителей ролей с их реальными прототипами. В то время как голливудские кинематографисты часто делают выбор в пользу не всегда похожего на реального человека артиста, а ориентируются больше на узнаваемость или известность исполнителя, французские кинодеятели осторожнее относятся к образу и главной целью считают не статус актёра, а его способность полностью перевоплотиться в другого человека.
«Мой путь» – биографическая лента о жизни певца, который сотворил себя самостоятельно, начиная с внешности и заканчивая творческим амплуа. Как и в любом другом байопике, здесь перед создателями стояла задача рассказать правдивую историю жизни, не имея возможности распоряжаться её финалом. Во время просмотра это осознаёшь, и мысль, что происходящее на экране – вымысел, в голову не приходит. Жизнь Клода Франсуа рано или поздно должна была быть экранизирована, так как она очень богата событиями, и в ней, как и в тексте «My Way» есть всё: и победы, и сожаления, и судьбоносные решения.
Хронологическое повествование фильма включает в себя все отрезки жизни певца. Удивительный путь Клода начался со счастливого детства в египетской Исмаилии, где семья Франсуа жила в роскоши и достатке благодаря хорошей должности отца на посту диспетчера на Суэцком канале. Окружённый с младенчества райской красотой и ритмами фольклорной музыки, мальчик начинает мечтать о музыкальной карьере. Однако жизнь приготовила для юноши ряд испытаний, определив его судьбу как постоянную борьбу. Сначала семья Клода была вынуждена покинуть свой дом из-за египетских националистов и без гроша в кармане переехать в Монте-Карло. Здесь молодой человек берёт ситуацию в свои руки: содержит семью, начинает карьеру в оркестрах. Тем не менее, решение Клода не находит поддержку со стороны отца, который прекращает общение с сыном. Клод Франсуа решает переехать в Париж и увеличить свои шансы на успех. Начиная с этого момента постоянный труд, нечеловеческое упорство и чёткая цель руководят будущей звездой, и даже первый провал его не сломит.
Всё перечисленное присутствует и в киноповествовании, что существенно увеличивает хронометраж. Однако авторы фильма посчитали необходимым наполнить сюжет большим количеством деталей, приоткрыть завесу тайны жизни блестящего артиста и показать его настоящего. Кроме того, герой фильма вовсе не обожествлён, у него есть свои пороки: с ним очень сложно найти общий язык, он завистлив и его нельзя назвать щедрым. Тем не менее, зная о том, через что ему пришлось пройти, мы находим оправдание поведению Клода. Во многом благодаря этим качествам он и смог стать королем французского диско 1960-1970-х годов.
После просмотра фильма в память врезается множество сцен. Снова и снова хочется посмотреть великолепно поставленные музыкальные номера с соблюдением внешнего облика Франсуа, декораций на его выступлениях и того, что происходило за секунды до выхода на сцену.
Для тех, кто впервые знакомится с историей Клода Франсуа, наиболее приметной станет сцена создания песни «Comme d’habitude», которая навсегда свяжет Клода с его кумиром Фрэнком Синатрой. Сцена напоминает краткое воспоминание человека, который погружается во все свои счастливые жизненные минуты одновременно. По зрелищности сцена может соревноваться даже с легендарным побратимом из фильма «Выпускник» (1967). То, как музыка завершает и связывает всю эпичность этой сцены, сложно описать словами: лучше один раз увидеть.
Песня, изначально написанная как любовное переживание после прекращения отношений со сладкоголосой победительницей конкурса «Евровидение-1965» Франс Галль, рассказывала о том, как всё в жизни влюблённой пары происходит фальшиво и неестественно, о том, что любовь давно погасла. Пол Анка, талантливый поэт-песенник и исполнитель в стиле рок-н-ролл, адаптировал песню для американской эстрады. Песня сохранила мелодию и интонации, но поменяла сюжет, она все ещё была песней о любви, только о любви к жизни и к её извилистому пути. Для Фрэнка Синатры песня стала самым красноречивым подведением итогов его многолетнему творчеству. Клод же, впервые услышав американскую версию в исполнении величайшего американского певца, мысленно возвращается в дом детства к отцу, настолько сильно на него воздействует магия происходящего. Это была мечта, об исполнении которой он и не посмел бы думать.
«Мой путь» чудесен не только благодаря фантастически стильным музыкальным номерам, но и из-за нечеловеческого упорства создателей и исполнителей главных ролей, которые и без грима как две капли воды похожи на своих реальных прототипов. Естественно, нужно отдать должное актёру в главной роли – Жереми Ренье – и режиссёру фильма – Флорану Эмилио Сири. Их замечательная работа была отмечена и наградами, и номинациями, но заветного «Сезара» фильм так и не получил.
Местами кажется, что такая история просто не смогла бы произойти в реальности – настолько судьба порой была несправедлива по отношению к Франсуа, однако до последнего вздоха Клод делал всё с небывалым рвением к высотам, которых ещё не постиг. Клод, или, как его ласково называют французы, Клокло, создал себя сам, он пытался каждый день сделать больше, чем вчера, будто знал о краткосрочности своей жизни. И каждый раз он не забывал о главном: он всегда был самим собой и всегда поступал исключительно по-своему.