Ожившая легенда

Даже те зрители, что не следят за репертуаром американского кабельного канала Syfy, знают серию фильмов «Акулий торнадо». Эта франшиза стабильно получала неплохие отзывы критиков и была популярна у зрителей, так что разрослась до шести частей и пары спин-оффов. Её создатель, Энтони Ферранте, в одночасье стал ярким режиссёром трэша, потеснив специфическое кино Ллойда Кауфмана.

Такое нарочито дурацкое зрелище, как «Акулий торнадо», может привести к ошибочной мысли, что все работы Ферранте такие же, но это не так. Он довольно поздно пришёл в режиссуру, прежде трудясь как актёр, продюсер и сценарист. Его первый фильм, «Буу!» (2005), был посредственной страшилкой о призраках в заброшенной больнице, а вот вторая работа оказалась симпатичной, хоть и не похожей на прославившую его франшизу.

Старшее поколение читателей наверняка помнит советского «Всадника без головы» (1973), снятого по книге Майна Рида, а более молодое – «Сонную лощину» Тима Бёртона, поставленную по новелле Вашингтона Ирвинга. Оба классика вдохновлялись одной и той же легендой о всаднике без головы, ставшей частью немецкого фольклора. Энтони Ферранте тоже заимствует её основные элементы, но при этом опирается на мистицизм экранизации Бёртона и концепцию многочисленных слэшеров из серии «заехали не туда», ведущую свою родословную от классического хоррора Хершела Гордона Льюиса «2000 маньяков» (1964).

Интересно, что оператором «Всадника без головы» выступил Дэвид Уорт, один из авторов классического боевика «Кикбоксёр» (1989). Дела у Уорта в то время шли с переменным успехом: он чередовал неплохой малобюджетный экшен с дешёвыми ужастиками, вроде сиквелов малоизвестной франшизы «Акулы». Ферранте же только входил в жанр, был полон идей, которые отчасти воплотил в этом недорогом проекте, снятом в Румынии с местными актёрами на вторых ролях. Это придало повествованию убедительности в плане типажей жителей небольшого городка, где оказывается компания студентов. Единственной звездой здесь оказался ветеран жанра Ричард Молл, а Эрианн Фрайзер, сыгравшая одну из студенток, – ныне успешный голливудский продюсер. Роль в этом фильме стала последней в её кратком актёрском портфолио.

Режиссёр в то время был увлечён переосмыслением классических историй – как литературных, так и кинематографических (следом он поставил «Гензель и Гретель»). «Всадника без головы» Ферранте можно также счесть вольным ремейком фильма Льюиса, лучше, чем в его официальном ремейке, «2001 маньяке» (2005), передающим психологию сельских жителей.

Энтони Ферранте предпочёл сделать экшен, нежели атмосферный хоррор. Всадник без головы – не столько исчадие ада, сколько противник, как в вестернах. Герои неоднократно сражаются со злодеем, дабы помешать ему забрать их головы, чтобы вернуть свою. Ферранте наполнил фильм нескончаемым действием, где уже не осталось времени для серьёзных тем «2000 маньяков», связанных с противостоянием города и деревни. Благо хоть тинейджеры в кои-то веки не тупые и думают не только о развлечениях. Среди них даже парочка интеллектуалов, знающих историю здешних краёв.

За исключением пары персонажей, все прочие жители маленького городка изображены безликой серой массой, враждебной ко всем приезжим. Они служат Всаднику без головы, мистическому существу, которое не даёт городу стать частью истории. Но для этого ему нужны головы молодых людей, которые регулярно попадают сюда, ошибаясь дорогой.

Если в фильме Льюиса действие было построено по принципу детектива, где персонажи постепенно замечали странности в поведении вроде бы радушных сельчан, то у Ферранте всадник появляется почти сразу, а единственный хорошо относящийся к студентам человек – сексуальная девица в коротеньких шортах Кэнди, сама мечтающая выбраться из города. Что её ждёт на большой земле, режиссёр не уточняет, больше сосредотачиваясь на романе двух персонажей – ботаника, который оказался смелее, чем мачо, и подруги мачо. И, конечно, основную часть хронометража занимают сражения, что позволяет назвать вторую работу Ферранте хоррор-вестерном.

В этом он парадоксально близок к советской экранизации Майна Рида, также имевшей мистическую атмосферу. Перестрелки и сражения на мечах поставлены неплохо, хотя и несколько микшируют хоррор. Но Ферранте никогда не был хоррормейкером в чистом виде, предпочитая смешивать страшные сюжеты с другими жанрами.

Во «Всаднике без головы» нет юмора, что может расстроить тех, кто полюбил Ферранте за поздние ленты. Режиссёр в то время ещё не думал о комедии и снимал вполне серьёзно. Получилось у него любопытное смешение фильма ужасов и вестерна, некий микс из «2000 маньяков», «Сонной лощины» и советского «Всадника без головы». Последний, будучи копродукцией с Латинской Америкой, имел международный прокат и вполне мог быть известен Энтони Ферранте, пришедшему в профессию из кинокритики.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here