По местам былой славы
Один из самых многообещающих хоррормейкеров современности Адам Уингард, прославившийся оригинальными и пользовавшимися успехом у критиков работами «Тебе конец!» и «Гость», в этот раз решил воскресить интерес к чужому материалу, слава которого пришлась на конец 90-х. Благодаря прекрасной промо-кампании и подходу к съёмкам, сюжет копеечной, намеренно любительской «Ведьмы из Блэр» многие тогда приняли за чистую монету. Однако картина Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеса давно обрела волну подражателей – ужасы поджанра «найденная плёнка» сегодня выходят каждый год, и потому кого-то удивить подобным всё труднее – разве что ты предложишь зрителю свежую, цепляющую историю. Увы, Уингард пошёл проторенной тропинкой.
Друзья Джеймс (Джеймс Аллен МакКьюн), Лиза (Калли Эрнандес), Эшли (Корбин Рейд) и Питер (Брэндон Скотт) отправляются в леса Беркиттсвилля, чтобы попытаться пролить свет на местонахождение исчезнувшей здесь 20 лет назад сестры Джеймса. Однако легенды об обитающей в этих чащах ведьме быстро перестают быть простыми страшилками – и молодым людям приходится очень несладко…
Больше в новой «Ведьме из Блэр» удручает не то, что создатели пошли на хитрость и застали зрителя врасплох, на манер «Кловерфилда, 10», сиквела другого псевдодокументального хита, раскрыв существование фильма лишь за несколько месяцев до премьеры. Сильнее печалит боязнь сработавшегося дуэта режиссёра Адама Уингарда и сценариста Саймона Барретта сделать что-то новое. Фильм, как и оригинал 17-летней давности, встречает нас титром, что он собран из найденных видеоматериалов. Поверит в это, пожалуй, тот, кто смотрит фильм ужасов впервые и о «Ведьме из Блэр» ничего не слышал. А развивается хоррор уж больно знакомо: снова молодёжь отправляется в лес с камерами, снова проводит там странную ночь, плутает и постепенно уменьшается в численности. А заканчивается всё в том самом доме.
Разнообразие в известный сюжет внести, конечно, пытаются: вот вам камеры со встроенным GPS в ушах, камеры на дереве, даже камера на дроне в небе; вот игры со временем и пространством; вот костлявая фигура ведьмы, появляющаяся на мгновения, когда оператор решит потрясти камеру сильнее обычного; вот жуткая сцена смерти; вот пролезание одной из героинь через узкий подземный тоннель, что обязательно заставит страдающих клаустрофобией спрятаться за спинками кресла. Но всё это, скорее, мишура на не вынесенной с Нового года ёлки.
К тому же сила оригинального фильма была ещё и в отсутствии изображения сверхъестественного – ты пугался не неожиданно, страх нарастал от треска веток, шорохов, неожиданных находок – ощущение чьего-то присутствия выстраивалось очень грамотно. Уингард же пугает всем, что только подвернётся под руку: от внезапных вклиниваний персонажей в кадр и не вовремя гаснущего света до секундных появлений самой ведьмы со страшным ором. А ещё за 17 лет операторы стали почему-то хуже снимать. Честное слово: в оригинале дёрганий камеры и монтажных склеек было намного меньше.
Так что поход в знакомый лес, кадры из первого фильма и ещё более состарившиеся стены зловещего обиталища ведьмы сами по себе не приносят удовлетворения, когда всё это не галочки на полях для поклонников, надеявшихся на настоящую «Новую главу», а полноценные участники истории, приводящие к уже знакомой остановке. Да и здешние герои, которые могли бы даже при слабом сюжете спасти фильм от забвения, в лучшем случае вызывают безразличие.
«Ведьма из Блэр: Новая глава» напоминает «Зловещих мертвецов 2». В обоих случаях бюджета, технических возможностей, персонажей и простора для развития стало больше, вот только Сэм Рэйми и Адам Уингард воспользовались всем совершенно по-разному.