Кризис среднего режиссёра
Известный французский актёр Гийом Кане переживает не лучшие времена. Серьёзные драматические роли ему не предлагают, жена Марион Котийяр намного известнее, чем он, а старлетки говорят, что не видят Гийома в списке потенциальных любовников. Всё это вынуждает Кане задуматься над своим положением, и он не придумывает ничего лучше, чем пуститься во все тяжкие.
В качестве режиссёра полнометражного кино француз Кане впервые попробовал себя в 2002 году с картиной «Как скажешь». Но как о талантливом и многообещающем постановщике о нём заговорили после триллера «Никому не говори» (2006), снискавшего плеяду восторженных отзывов критиков и получившего четыре премии «Сезар». Затем были коммерчески успешные «Маленькие секреты» и провальные «Кровные узы», после которых мсьё Кане мало где снимался, оставаясь в тени востребованной актрисы-жены Марион Котийяр.
Пытаясь понять, как он оказался в такой ситуации, Кане рефлексирует об этом в своём псевдобиографическом творении «Вечно молодой». Да, фильм реалистичен лишь отчасти, имена главных героев и их общественное положение такое же, как и в реальности, но развивающиеся события и стремительно несущийся к финалу сюжет, по большей части, являются увеселительной фантасмагорией. Кане не щадит ни себя, ни жену, ни церемонии вручения наград, высмеивая популярные нынче веяния кинематографа. Правда за всеми шутками скрывается та самая драма оказавшегося не у дел актёра и режиссёра, которому ещё недавно рукоплескали коллеги, кинокритики и зрители.
Юмор в картине зиждется на двух основных столпах: урологической тематике и акценте Марион Котийяр (в оригинале квебекский французский, а в дубляже – смешно переделанный русский). Причём обе темы для шуток быстро надоедают, но Кане, старательно не замечая этого (возможно, специально), продолжает эксплуатировать урологию и актёрские способности жены даже в откровенно драматических моментах. Финальным аккордом смеха в картине режиссёр делает себя, а точнее пластические изменения собственного лица и тела, после которых Кане и вовсе становится еле узнаваемым. Видимо, желаемый результат по перезапуску карьеры достигнут.
Иногда по ходу фильма у Кане случаются видения, сопровождаемые композициями Селин Дион и группы Alphaville. Это одни из самых запоминающихся моментов фильма, не в последнюю очередь благодаря операторской работе Кристофа Оффенштейна, который играется с цветом, как сам Кане – с героями. Но в «Вечно молодом» предостаточно сцен, которые не несут смысловой нагрузки, а лишь усложняют повествование (вроде эпизодов с помощником Кане). Фильму временами не хватает лёгкости и легкомыслия (это же всё-таки комедия, пусть и с драматическим уклоном).
На французском языке режиссёр звучит как réalisateur. Вот и здесь, реализуя все накопившиеся мысли за годы отсутствия в режиссуре, Гийом Кане превращает псевдоавтобиографию о кризисе среднего возраста в высокобюджетную проходную комедию, финал которой тяжело экстраполировать на кого-то другого, включая самого Кане. Тем не менее, при нетребовательном отношении исследование экзистенциального кризиса в таком ключе можно найти интересным и даже временами забавным.
Автор благодарит портал «Киноафиша.инфо» за предоставленную возможность посмотреть фильм.