Мечты и звёзды
Признаюсь, не знаю почему, но глядя на звезды мне всегда хочется мечтать
(Винсент Ван Гог)
Кажется, в этом году ни один уважающий себя кинофестиваль не обошёлся в своей программе без фильма об искусстве. На экраны вышло сразу пять фильмов, так или иначе интерпретирующих творчество знаменитых художников (Ван Гога, Гогена, Альберто Джакометти, Родена, Питера Брейгеля Старшего).
На фоне такого многообразия выделиться трудно, и, пожалуй, по-настоящему это удалось анимационному фильму «Ван Гог. С любовью, Винсент», полностью нарисованному масляными красками на холсте. В течение семи лет 125 художников из разных стран мира (в том числе из России) при поддержке Польского Института киноискусства трудились над композицией, состоящей из более 65 000 кадров, каждый из которых написан маслом на холсте, в технике, в точности копирующей композиции и авторский почерк Ван Гога.
Нельзя сказать, что творение польско-британских кинематографистов не имеет аналогов в мире. В художественном смысле ближайший «родственник» «Ван Гога» – российский мультипликационный фильм «Моя любовь» Александра Петрова, созданный в 2006 году и выполненный в технологии масляной краской по стеклу.
Неповторимость польско-британского проекта кроется в другом. Чтобы понять всю трудоёмкость процесса, достаточно взглянуть на хронометраж фильма, который составляет 95 минут. То есть на долю каждого художника пришлось примерно полторы (а то и меньше) минуты от всего действия. Добавим к этому съёмки с живыми актёрами на фоне зелёного экрана, последовательную раскадровку, непрерывную цифровую обработку, а также переподготовку профессиональных живописцев в художников-аниматоров – и получим уникальный (и весьма затратный) кинопроект, объединивший поклонников Ван Гога со всего мира.
Сюжет строится вокруг неотправленного письма Ван Гога своему брату Тео, которое художник написал незадолго до смерти. Молодой человек Арман Рулен (Даглас Бут) по просьбе своего отца и друга Ван Гога, почтальона Рулена (Крис О’Дауд), отправляется на поиски адресата, которому можно вручить последнее письмо Ван Гога (Роберт Гуларчик). По дороге он пытается расследовать обстоятельства смерти художника, так или иначе ведущие к семье доктора Поля Гаше (Джером Флинн), который следил за здоровьем Ван Гога на склоне его жизни.
В пути Рулен встречает многих знакомых Ван Гога, сошедших с его полотен. Каждый герой несёт свою неповторимую черту, умело схваченную художником и запечатлённую на полотне, будь то лодочник (Эйдан Тёрнер) или дочь хозяина гостиницы в Овере Аделин Раво (Элеонор Томлинсон). Сам Арман Рулен – это одноимённый портрет Ван Гога, где юноша предстаёт в шляпе и жёлтом пиджаке. Немного нелепый, наивный, свято верящий в справедливость Рулен весь фильм задаёт вопросы и ищет ответы, которые способны пролить свет на кончину художника.
Образ доктора Гаше – это знаменитый (и самый дорогой) портрет художника, где доктор в белой фуражке и синей куртке сидит, облокотясь на красный стол, где лежит жёлтая книга и веточка наперстянки с лиловыми цветами. Уставший от пациентов и жизни врач, когда-то мечтавший стать художником, но так и не сумевший воплотить свою мечту в жизнь. Для Гаше Ван Гог становится тем недостижимым идеалом, которым он сам хотел стать когда-то.
Каждый персонаж связан с Ван Гогом непреодолимым чувством, будь то слепое поклонение, жалость, зависть, любовь или ненависть. Но главное полотно фильма – это знаменитая «Звёздная ночь» Ван Гога, как бы обрамляющая всё повествование вместе с пронизывающе-неземной музыкой композитора Клинта Мэнселла. Та самая звёздная ночь с кипарисами и над полем спелой пшеницы, которая была полностью придумана Ван Гогом из-за страстного желания показать ночь более удивительную, чем ту, что можно наблюдать в реальности. Именно под таким звёздным небом он писал бесконечно длинные письма родным и близким (с неизменной подписью «С любовью, Винсент») и мечтал о лучшей жизни и признании. Письмо становится отправной точкой в постижении Ван Гога для Армана Рулена и для зрителя, и именно в письме художника герой находит ответы на свои вопросы. Идея стара как мир – главное для художника, как и для любого человека, – это возможность жить, любить, творить, мечтать.
И всё же неподготовленному зрителю, идущему на фильм, стоит помнить, что «Ван Гог. С любовью, Винсент» – тот случай, когда техника исполнения полностью подминает под себя основной сюжет. Ни полудетективная интрига, ни любопытные факты из жизни Ван Гога (отрезанное ухо, отправленное проститутке, прилагается), ни даже приличные актёрские работы не способны затмить медитативно-завороженное созерцание оживших полотен Ван Гога. С одной стороны, восприятие фильма в целом зависит от того, нравится ли вам Ван Гог до такой степени, чтобы полтора часа смотреть на его «движущиеся» полотна. С другой стороны, изобразительный ряд фильма настолько выразителен и безупречен, что оторваться от него практически невозможно.
А по ходу фильма не раз возникает мысль, что все остальные великие художники тоже заслуживают подобного «кинопризнания». И учитывая чрезвычайную дороговизну и длительность подобного проекта, следующие фильмы о художниках в подобной технике, если и будут появляться, то раз в 6-7 лет. Но, скорее всего, «Ван Гогу…» так и суждено остаться «штучным товаром».
Создателям стоит сказать спасибо уже за то, что они подарили нам удивительный фильм-элегию, настоящее признание в любви гению Ван Гога, раскрашенное его красками. Ведь, как говорил сам художник, «нужно любить – любить как можно больше, ибо в любви и заключается подлинная сила, и кто много любит, тот делает много и способен на многое, и что делается с любовью, то делается хорошо». Спасибо за эти слова, Винсент.