Великий мастер боевых искусств Ли Мубай после долгих лет завершает путь воина. Когда становится известно, что его прославленный меч «Зелёная судьба» похищен, а подозрение падает на «Нефритовую лису» – заклятого врага Ли Мубая, герой прошлого должен вновь взять в руки меч. Чтобы вернуть в город спокойствие, мужчина должен выяснить, кто скрывается под ликом вора и убийцы, познакомиться с таинственной Юй Цзяолун и разобраться в своих отношениях с давней подругой Юй Шулень.

Фильм Энга Ли, выполненный в жанре традиционного китайского фэнтези – вуся пян, в 2000-ом году стал самым прибыльным неанглоязычным фильмом в истории американского проката, попутно собрав несколько весомых кинонаград. Социокультурный феномен, спровоцировавший беспрецедентный скачок уровня интереса к азиатскому кинематографу, являющийся адаптацией четвёртого тома из серии романов Ду Лу Вана, написанных в 1930-е годы прошлого столетия, повествует о странствующих воинах и их духовном пути.

Одна из центральных тем китайской словесности, а позднее и всего синематографа к Востоку от нас – воздаяние – переплетается здесь с бессмертными темами любви и предательства. Извечный рефрен жизни – одиночество – и мотивы борьбы с собственными демонами – ядро постановки, несущей конструкцией которой являются неглупые диалоги, в обрамлении завораживающих видов природы, вводящих в транс под душераздирающие стоны мандолины, и мастерски поставленных боевых сцен.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» – плод совместного производства Китая и США. Помимо китайской студии China Film Co-Production Corporation, гонконгской EDKO Film и тайваньской Zoom Hunt International Productions Company в работе над картиной приняли участие западные мейджоры: азиатское подразделение Columbia PicturesColumbia Pictures Film Production Asia, а также Sony Pictures Classics и Good Machine – независимая студия, в числе проектов которой значатся «Халк» Энга Ли и «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера.

«Вуся пян» – специфический жанр китайской культуры. «Пян» демонстрирует принадлежность к кинематографическому жанру. А «вуся» состоит из двух иероглифов: «ву» – боевые искусства, «ся» – странствующий воин. Первоначально жанр утвердился в качестве одного из самых популярных и значимых в местной литературе, чуть позже – в традиционной китайской опере, а затем был с успехом востребован в кино («Герой» и «Дом летающих кинжалов» Чжана Имоу).

Жанр содержит многие обязательные фэнтезийные элементы: использование энергии Ци (одна из фундаментальных составляющих китайской философии – основа всего живого на земле), преодоление законов гравитации, скольжение по воде, запредельный уровень выносливости. Многие фильмы, выполненные в данном жанре, уходят на экспорт. Благодаря визуальному пиршеству для глаз и необычной для европейского зрителя тематике подобные ленты зачастую с успехом демонстрируются на Западе.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон

Съёмки прошли преимущественно в Пекине с выездами в пустыню Гоби и в провинции Аньхой, Цзянсу, Синьцзян и Хэбэй. Спецэффекты использовались по минимуму и в основном применялись для того, чтобы убрать с экрана тросы, держащие актёров во время их многочисленных «полётов». А четырём ведущим актёрам пришлось дополнительно заниматься с преподавателем языков, чтобы различие в их акцентах не резало слух. Так как проект изначально предназначался для западной аудитории, тайваньский режиссёр дополнительно трудился над субтитрами к своей картине, потратив на это немалую долю времени.

Фильм Энга Ли – высказывание на тему отцов и детей, учителей и учеников, любви и долга, чести и достоинства, борьбы добра со злом и, конечно, отмщения. Впрочем, вечные вопросы имеют стойкий азиатский колорит, проявляющийся в мелочах: актёрской игре, поединках на мечах и рукопашных сражениях, в операторских приёмах и в музыкальном сопровождении.

В «Крадущемся тигре, затаившемся драконе» изящно соединяются между собой привычные для европейца шекспировские страсти и по-азиатски ортодоксальные виртуозно поставленные сцены единоборств. Но внешнее проявление эмоционального накала – лишь средство для реализации режиссёрской задумки, но никак не самоцель. В своём произведении, где сакраментальный взгляд скажет намного больше, чем любое слетевшее с уст слово, Ли размышляет о внешнем конфликте героев, как о породившем его конфликте внутреннем. Противоречия, раздувающие бурю в душе человека, порой способны привести к куда большим последствиям, чем житейские столкновения людских интересов. Говоря об этом, постановщик не скупится на мелодраматические эпизоды, пронизывающие ленту.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон

По мотивам «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» была выпущена видеоигра. В Тайване также вышел 34-серийный телесериал, вдохновлённый хитом Энга Ли. В 2004 году он был локализован для показа на территориях Соединённых Штатов и Канады.

На взаимоотношениях героях выстроена вся история. Обременённый чувством ответственности Ли Мубай (Чоу-Юнь Фат), дерзкая, бесчестная и раздираемая внутренними противоречиями Цзяолун (Чжан Цзыи) – учитель и ученик с намёком на возможные романтически отношения. Юй Шулень (Мишель Йео), верная данным ею обязательствам, не требует от героя Чоу Юнь-Фата невозможного, большую часть времени оставаясь в стороне, тяготясь любовью к прославленному воину, но, вместе с тем, лишь приумножая её с годами и черпая в ней силы. Славный воин знает о чувствах Юй Шулень, но боится признаться в этом даже самому себе. Таким образом, Ли оттеняет смелость и непоколебимый дух Ли Мубая его неуверенностью и слабостью, проявляемых во взаимоотношениях с небезразличной ему женщиной. Ведь когда всё потеряно и жизнь проносится перед глазами, все страхи отступают на второй план, превознося главную идею существования человека – любовь. Герой Чан Чэня (Ло «Тёмное облако») – возлюбленный Юй Цзяолун – типичный вспомогательный романтический персонаж второго плана, раскрывающий её светлую сторону в противовес страхам и демоническим страстям девушки.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон

Лента, помимо нагрузки на серое вещество, может впечатлить замечательно поставленными сценами боевых единоборств. Неудивительно, учитывая тот факт, что в работе над картиной принял участие Юэнь Воо-пин – знаменитый в Китае постановщик трюков и хореограф батальных сцен. Господин Воо-пин, который в этом году также отпраздновал юбилей – ему исполнилось 70 лет, – работал над постановкой сражений в «Матрице», дилогии Квентина Тарантино «Убить Билла», «Запретном царстве», «Великом мастере» и многих других фильмах разной величины.

Примечательно, что саундтрек фильма при участии Шанхайского симфонического оркестра и американского виолончелиста китайского происхождения Йо-Йо Ма был написан всего за две недели. Он был номинирован на «Золотой глобус», но проиграл «Гладиатору».

В этом году нас ожидает сиквел хита Энга Ли. За постановку второй части истории взялся сам Юэнь Воо-пин. Стоит сказать, что мастер имеет немало режиссёрских проектов в своём реноме. Его авторству в частности принадлежит небезызвестный «Пьяный мастер» с Джеки Чаном. Известно, что из старой гвардии к своему образу в новой картине вернётся лишь Мишель Йео.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон

Ходили слухи об участии в продолжении Чжан Цзыи, но через своего агента актриса сообщила, что приняла бы участие в картине, только если бы её постановщиком был Энг Ли. Одна из ключевых ролей во второй части истории досталась Донни Ену («Герой», «Ип Ман», «Шанхайские рыцари»). Сюжет фильма базируется на пятой и последней книге Ду Лу Вана. Производственный процесс стартовал в августе 2014 года в Китае и Новой Зеландии.

В конце прошлого года в сеть просочилась информация о том, что крупнейшие сети кинотеатров США (Regal, Cinemark и AMC) собираются бойкотировать сиквел «Крадущегося тигра, затаившегося дракона». Связано это с тем, что по условиям сделки компании братьев Вайнштейн, владеющих правами на прокат ленты в Соединённых Штатах, премьерный показ художественной ленты за океаном должен состояться одновременно на экранах кинотеатров IMAX и в сети набирающего популярность видеосервиса Netflix. Такой поворот дел не устроил сети кинотеатров. Какие шаги в связи с этим предпримут братья Вайнштейн, пока не сообщается.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here