В космосе никто не услышит ваши крики
В разговоре о новом фильме Альфонсо Куарона очень трудно избежать сравнений с «Аватаром». Оба фильма были долгостроями, оба номинально относятся к фантастическому жанру и оба рассказывают простые истории с помощью новейших технологий. Только в отличие от Джеймса Кэмерона, Куарон не трубил на каждом углу о том, что его работа – новое слово в кинематографе, а лишь усердно доводил до ума своё детище.
И теперь, когда «Гравитация», как и её главная героиня, наконец проделала сложный путь до наших экранов, можно с полной уверенностью сказать, что таких фильмов у нас ещё не было. «Гравитация» получилась ослепительно красивой, выверенной до мелочей, душещипательной и духоподъёмной. Здесь есть всё, за что принято любить кино: захватывающая история, интересные персонажи, потрясающее зрелище и напряжение, от которого можно остаться без ногтей.
Хотя «Гравитация» целиком и полностью разворачивается в космосе, фильм трудно назвать фантастическим. В сочетании «научная фантастика» Куарон, написавший сценарий вместе со своим сыном, стремится сделать акцент на первом слове, а не на втором. И в плане убедительности и создания эффекта присутствия свою задачу он выполнил блестяще: с первых беззвучных кадров зритель забывает, что находится в тёмном зале, и мгновенно перемещается на околоземную орбиту, где проводит следующие 80 с лишним минут.
Погружению способствуют как восхитительные спецэффекты, так и ошеломительная операторская работа. Эммануэль Любецки на сей раз превзошёл самого себя, сняв первую сцену фильма, которая является единым непрерывным 18-минутным дублем. И в целом монтажных склеек в фильме непривычно мало. Подобный минимализм выражается и в звуковой дорожке: как и полагается, в открытом космосе нет ни единого звука, и всё, что мы слышим – это речь персонажей и музыка Стивена Прайса. В эпоху, когда студийные блокбастеры соревнуются в том, кто будет громче и хаотичнее, невероятно приятно встретить фильм, который захватывает дух с помощью тишины.
Но все технические достижения были бы напрасными и надоели спустя пять минут, если бы у фильма не было сердца, которое воплощают собой главные герои. И здесь «Гравитация» также попадает в десятку. Джордж Клуни, хотя и играет такого же обаятельного лидера, как и в большинстве других своих работ, успевает за ограниченное экранное время создать полноценный образ профессионального, ответственного и уверенного в себе человека, которому мгновенно начинаешь симпатизировать и сопереживать.
А Сандра Буллок здесь играет, вероятно, лучшую свою роль, устраняющую все сомнения в том, что её «Оскар» заслужен. Роль астронавта-новичка Райан Стоун потребовала от актрисы полной отдачи, как физической, так и эмоциональной, и на протяжении всего хронометража у неё нет ни одного фальшивого момента. Трудно представить зрителя, который не почувствует на себе её отчаяние, растерянность, испуг и надежду.
Благодаря необычно малой для подобного проекта длительности, «Гравитация» истощает зрителя, но не утомляет. Фильм умело рассказывает глубокую и эмоциональную историю о выживании и осознании важности жизни, и при этом действует как аттракцион, поочерёдно шокируя, напрягая и расслабляя. Это идеальный сплав искусства и развлечения.