Назад в прошлое
15 лет назад между двенадцатилетней Уной и её зрелым соседом Рэем (Бен Мендельсон) вспыхнула любовь. Их порочная связь, шокировавшая общественность, обернулась для него тюрьмой, а для неё – долгими годами унижений и осуждений. Девочка и мужчина не видели друг друга с момента его ареста, и вот, спустя много лет, им вновь предстоит встретиться, чтобы расставить наконец все точки на «и».
Сюжет «Уны» невольно заставляет обратиться мыслями к одному из самых смелых и скандальных литературных произведений XX века – набоковской «Лолите». Однако в данном случае центральным персонажем истории выступает не мужчина, а девочка, вернее сказать, молодая женщина. Уне 27, у неё нелюбимая работа и она до сих пор живёт с мамой, а домой возвращается по утрам после ночных «встреч» с незнакомцами. Её бесцельно-аморфный образ жизни порождён событиями, уходящими корнями в детство. Будучи двенадцатилетней, она лишилась человека, который, ни много ни мало, смог стать для неё центром Вселенной. Его «забрали» скоропостижно, без права последней встречи, принуждая её свыкнуться с мыслью о невозможности воссоединения.
Пролетали годы, девочка взрослела, становилась женщиной, однако прошлое всё так же неотступно следовало за ней по пятам чёрной тенью. У Уны есть только один способ начать жизнь с чистого листа – найти Рэя и объясниться, получить ответы на вопросы, терзавшие её на протяжении взросления. Была ли она по настоящему любима или вся её роль сводилась лишь к удовлетворению грязных желаний извращенца? Действительно ли Рэй ударился в бега, после того как между ними «всё произошло», или же это результат нелепой ошибки? И почему, собственно говоря, всё это случилось между ними? Уна находит Рэя. С этого момента в силу вступает основное действие, выстроенное, преимущественно, на диалоге двух героев. Стоит заметить, что это не просто сухой обмен фактами из прошлого, а самый настоящий глубоко-эмоциональный «катаклизм», грозящий поставить под угрозу их кое-как налаженные жизни.
«Уна» – дебютная картина театрального режиссёра Бенедикта Эндрюса. Замечено, что среди кинорежиссёров именно выходцы «из театра» при создании лент уделяют куда больше внимания внутреннему действию, нежели визуальной составляющей фильма. «Уна» в этом смысле не стала исключением. Внешне картине нечем удивить, да и сама съёмка простотой исполнения отдалённо напоминает документальную. Места действия сужены чуть ли не до одной локации: огромных размеров здания с полупустыми коридорами и неуютными офисами.
Положение исправляют хаотично разбросанные по фильму фрагменты из прошлого героев, позволяющие нам стать свидетелями событий 15-летней давности. Отсутствие визуального лоска с лихвой восполняет активное внутреннее действие. Режиссёр намеренно ставит перед собой цель проникнуть как можно глубже во внутренний мир героини, чтобы обнажить перед зрителями все грани её мечущейся души, да делает это настолько увлечённо, что просмотр едва ли не превращается в сеанс психоанализа. Во многом способствует этому и тонкая, глубоко эмоциональная игра Руни Мары, добавляющая образу Уны большей драматичности.
Несмотря на присутствие второго главного героя, Рэя, «Уна» – это, прежде всего, история женская. История о больной привязанности и, как следствие, изломанной судьбе. Режиссёр «подаёт» её предельно честно, голыми фактами, никого не оправдывая и не осуждая. На главный вопрос произведения – сможет ли Уна покончить с призраками прошлого и начать жизнь с чистого листа – каждый зритель ответит для себя сам.