И в горе, и в радости

Две немолодые дамы – француженка Мадлен и немка Нина – соседки по лестничной клетке и закадычные подруги. А ещё они влюблённая пара, чей роман длится уже много лет, но о нём не догадывается никто. В их планы входит продажа раздельных квартир и переезд в Рим, вот только Мадлен вынуждена сперва рассказать обо всём взрослым детям, на что у неё никак не хватает смелости. Как-то раз, поругавшись с Ниной по этому поводу, Мадлен падает с инсультом. Но даже эта трагедия не сможет стать преградой для сильного чувства, прошедшего так много испытаний.

Как правило, картины на тему ЛГБТ-отношений идут двумя путями: в подавляющем количестве случаев это страдальческие драмы, построенные на противопоставлении запретной страсти воле общества, либо нежные и красивые романтические истории о познании друг друга. Но режиссёр-дебютант Филиппо Менегетти пошёл дальше и рассказал о том, что происходит с такими парами, когда годы берут своё и на первое место выходят не страсть и романтика, а подлинная суть человеческих взаимоотношений, проверенных временем и пережитыми трудностями.

Режиссёр не раз упоминал в интервью, что сценарий его фильма основан на реальном случае, о котором он знал ещё в детстве. Правда, по словам Менегетти, в жизни всё было куда печальнее и страшнее. Также он говорил, что студия намекала на более молодых женщин в качестве главных героинь, но постановщик настоял на своём. И не прогадал, пригласив в свой фильм таких именитых актрис, как Барбара Зукова и прима «Комеди Франсез» Мартин Шевалье. Они идеально воплотили своих персонажей, с любым изменением возраста которых в меньшую сторону история рассыпалась бы в пух и прах.

Приближаясь скорее к «Любви» Михаэля Ханеке, Менегетти, впрочем, исследует несколько другие стороны длительной связи, нежели трагедию совместного старения. Скрытность Мадлен идеально отображает в себе генетически укоренившуюся несмелость людей старого поколения, в отличие от молодёжи, боящихся громко заявить о себе и стараться жить, не задумываясь о косых взглядах.

В героине Мартин Шевалье воплощён не только страх осуждения, но и возможности окончательного разрыва с близкими (в данном случае, с детьми), которые, в свою очередь, из любящих родственников легко могут превратиться в бессердечных монстров, не знающих ни грамма жалости и даже не пытающихся поставить себя на место матери, чтобы хоть немного осознать цену её долгих страданий, принесённых тайной жизнью.

Другим плюсом служит отказ Менегетти от стопроцентной приверженности сугубо драматической структуре. Проще говоря, он не строит кино исключительно на трудностях и сложностях, поэтапно погружая зрителя в сгущающуюся атмосферу депрессии. Чтобы придать повествованию остроты и напряжения, он приправляет события нешуточным саспенсом, когда моменты, в которых Нину вот-вот могут застукать в квартире Мадлен, обыгрываются чуть ли не по законам триллера. Да и сцены с сиделкой вносят дополнительный эмоционально-тревожный фон.

Сценарий фильма трудно назвать замысловатым, но это тот случай, когда отказ от искусственного усложнения сюжета идёт картине только на пользу, поскольку Менегетти ставит во главу угла исключительно детальность переживаний, общую атмосферу и психологические акценты. Его повышенное внимание к крупным планам оправдывает себя на все сто, когда тщательное всматривание в лица этих женщин, лишённые косметики, настоящие, всё ещё красивые и невероятно выразительные, становится ведущим приёмом, заставляющим аудиторию проникнуться подлинной драмой Нины и Мадлен.

Акцент на возраст здесь также служит прекрасным доказательством, что на свете могут существовать влюблённые пары, из чьих отношений, как мы видим в начале, ещё не ушла страсть, и при этом они успешно справляются с многочисленными преградами, невзгодами и трудностями, мирясь с постоянной несвободой и невозможностью прожить остаток дней в безмятежном спокойствии.

И именно в этой борьбе, стремлении удержаться вместе и не предавать друг друга до самого последнего момента есть что-то настолько отчаянное и до слёз пронзительное, что даже финал, как бы он ни трактовался, не позволит поставить точку в этом искреннем и прочном романе.

ОЦЕНКИ
Для глаз
8
Для ума
9
Для сердца
9
Предыдущая статьяТоп Ган: Мэверик. Рецензия
Следующая статья«Русский ковчег»: вся Россия одним дублем
Обычный кинофанат, который любит кино настолько, что не может об этом молчать и потому пишет. Ну и о своих впечатлениях тоже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here