Молодёжные фильмы ужасов с незамысловатым сюжетом, кучей студентов и обилием жестоких смертей и крови всегда пользовались определённым спросом среди зрителей. «Джиперс Криперс» имеет много общего с такими классическими слэшерами, как «Техасская резня бензопилой», «Дом восковых фигур», «Поворот не туда», и в то же время является чем-то иным, своеобразным новым словом от режиссёра и сценариста Виктора Сальвы.
Всё начинается в довольно знакомом стиле для фанатов хоррора. Безлюдное шоссе, бесконечная дорога, которая с первого же кадра не предвещает ничего хорошего главным героям. А их здесь немного, в отличие от других представителей жанра. Дэрри (Джастин Лонг) и его сестра Триш (Джина Филипс) возвращаются домой после завершённого семестра в колледже. Они шутят, делятся последними новостями и попутно составляют слова из номерных знаков проезжающих машин. И пока Дэрри подшучивает над Триш и её последними отношениями, подпевая песенку про разбитое сердце, их старенький «Шевроле Импала» догоняет ржавый и страшный грузовик. В этом эпизоде, когда грузовик впритык приближается к заднему бамперу и сигналит на всю мощь, эмоции Дэрри неподдельные. На протяжении этой маленькой погони Джастину Лонгу удалось показать и страх, и безвыходность положения, в котором оказались герои.
Пропустив вперёд гнилой фургон и по привычке составив некое словосочетание из его номера, Дэрри говорит: «На таких ездят козлы… и маньяки-убийцы», а Триш вспоминает историю, которая произошла с их друзьями на этом же шоссе, и после чего нашли только их машину и девушку без головы. Истории историями, но после небольшого затишья и шуток, правила жанра требуют развития сюжета. Проезжая мимо старой заброшенной церкви, брат и сестра наблюдают ужаснейшую картину: укрытый старыми лохмотьями водитель того самого грузовика скидывает в трубу что-то, завёрнутое в белую простыню с кровавыми пятнами. Они видят его, он видит их, и вот уже через мгновения погоня возобновляется. Но после того как они с большим трудом уходят от грузовика и сворачивают с шоссе, у Дэрри появляется идея, ещё раз доказывающая, почему всё-таки женщины живут дольше мужчин. Он решает посмотреть, что же психопат-водитель сбросил в трубу.
Режиссёр картины, уроженец Сан-Франциско Виктор Сальчва, с детства любил кино и уже в школе успел наснимать двадцать короткометражных фильмов. Виктору, выросшему в семье отчима, приходилось трудиться на двух работах, совмещая при этом учёбу в школе, чтобы самому спонсировать свои проекты. А в 1975 году в местной газете появилась статья, которая гласила, что некий парень по фамилии Сальва побывал на пятидесяти пяти сеансах фильма «Челюсти», что было абсолютным рекордом. Начальная сцена в «Джиперс Криперс», в которой грузовик гонится за молодыми людьми, сильно напоминает идентичную сцену из дебютного фильма Стивена Спилберга «Дуэль», – так Сальва спустя время выразил дань уважения великому мастеру.
В 1986 году выходит очередная короткометражная картина Сальвы под названием «Нечто в подвале», которая не только становится лауреатом нескольких престижных премий, но и привлекает к себе внимание именитого режиссёра – Фрэнсиса Форда Копполы. Аллегоричный фильм в жанре ужасов, который показывал маленького мальчика, ждущего брата с кровавой войны, тронул «глыбу кинематографа», и Коппола согласился финансировать следующий фильм юного дарования.
Дебютом Виктора Сальвы под продюсерским оком Копполы стал хоррор «Дом клоунов». В нём рассказывается история трёх братьев, которые стали жертвами нападения психопатов в форме клоунов. Фильм был неплохо встречен критиками и даже номинировался на гран-при жюри фестиваля «Сандэнс» и попал в номинации португальского кинофестиваля Fantasporto. Однако тут же дела у Сальвы пошли на спад. Его обвинили в растлении малолетнего актёра, Нэйтана Уинтерса. В итоге режиссёр провёл 15 месяцев в тюрьме и последующие пять лет не мог найти себе работу из-за плохой репутации.
В 1995 году всё-таки выходят второй и третий фильмы режиссёра – «Пудра» – про юношу со сверхъестественными способностями – и дорожный триллер «Природа зверя». И хотя последующие пять лет снова стали периодом застоя для Сальвы, это затишье предвещало подарить зрителям нечто особенное.
В 2001 году на экраны вышел «Джиперс Криперс» – самая успешная работа Виктора Сальвы, благодаря которой он стал известен в широких кругах. Критики в целом неплохо оценили картину, а зрители горячо её полюбили, и в итоге при бюджете 10 миллионов долларов доход фильма в прокате составил 59 миллионов.
Виктору Сальве удалось создать крепкий, стильный хоррор, где больше важно не «что», а «как». С самого начала мы сразу проникаемся симпатией к главным героям, которые едут в машине и непринуждённо общаются и шутят – всё это больше напоминает роуд-муви с разговорами за жизнь, в который внезапно вклиниваются элементы чего-то ужасного и мистического и заглатывают его с потрохами. Когда Дэрри пытается проверить, не жив ли тот человек, от которого избавился водитель, он срывается вниз, в трубу, и оказывается в самом эпицентре зла… Здесь Виктор Сальва, разделив брата и сестру, которая остаётся на поверхности, заставляет по-настоящему волноваться за судьбу героев. Зритель боится вместе с Дэрри, оказавшимся посреди «Сикстинской капеллы» из трупов, и грызёт ногти вместе с Триш в нервном ожидании маньяка. Потрясающий грим, музыка, операторская работа и, конечно же, вороны, которые сразу наводят на дурные мысли, усугубляют обстановку и полностью дополняют этот эпизод. Даже клише с машиной, которая не заводится в нужный момент, может пощекотать нервишки не одному поколению зрителей. Да и что говорить – напряжение режиссёр накаляет до такой степени, что даже простой звонок телефона в закусочной заставляет вздрогнуть от страха.
Увы, во второй половине «Джиперс Криперс» сбавляет обороты – кажется, Сальва настолько поверил в силу самобытности своей работы, что счёл, что уже любые сцены будут смотреться напряжённо и свежо, но этого не происходит. Появляются гадалка, которая просто пересказывает всё, что будет дальше, и полицейские, которые что-то делают исключительно в рамках своих эпизодов и никак не реагируют на гибель сослуживцев, а Триш и Дэрри превращаются в марионеток в руках режиссёра. Но при этом фильм очень эффектно раскрывает свой главный козырь. Сам Джиперс Криперс, который то ли некий демон, то ли сам дьявол, своим жутким видом, невиданной ловкостью, проворностью, издёвкой перед своими жертвами запоминается на всю жизнь. А сопровождает его старая одноимённая джазовая композиция Гарри Уоррена, исполненная Луи Армстронгом – как говорят в фильме, если вы её слышите, значит, ждите беды. Что заметно отличает монстра «Джиперс Криперс» от других злодеев – это и его жуткая потребность в органах, которые он безжалостно забирает у людей – не чтобы их съесть, а просто обзавестись, – и способность превращаться в подобие горгульи и летать.
Впрочем, даже несмотря на все минусы второй половины и немного смазанную концовку, «Джиперс Криперс» остаётся ярким представителем ужасов начала 2000-х. Сальва смешал вместе интересный сюжет, музыку, симпатичных персонажей, яркие изобретательные эпизоды с участием монстра и создал по-настоящему атмосферное кино, которое способно нагнать ужас – что от представителя жанра хоррор и требуется. Хорошая работа оператора, художника и актёров, которые ни на минуту не заставляют усомниться в том, что перед тобой живые люди, попавшие в неординарную ситуацию, делают своё дело и позволяют полностью погрузиться в происходящее.
Говорят, события фильма навеяны реальностью. В 1990 году житель Мичигана, некто Дэннис ДеПью, застрелил жену, которая требовала развода, и избавился от тела позади заброшенной школы. Его заметили Рэй и Мари Торнтоны, которые проезжали по тому же шоссе, и после преступник преследовал их несколько миль на своём грузовике. Через год по телевизору показали очередной эпизод шоу Unsolved Mysteries, в котором была инсценирована погоня ДеПью за Торнтонами – и она в точности похожа на сцену погони из фильма, что снял спустя 10 лет Сальва. Впрочем, сам режиссёр всё отрицает и своим вдохновителем называет Стивена Спилберга и его «Дуэль». Но что бы кто ни говорил, сцена получилась отличная, напряжение в ней неподдельное, а звук гудка грузовика пробирает до мозга костей.
«Джиперс Криперс» прославил своего автора, и спустя два года вышел сиквел – не менее успешный в прокате, но получивший заслуженную критику со всех сторон. Однако авторы не прочь заработать на хоррор-франшизе вновь. В этом году должны начаться съёмки третьего, заключительного фильма, в котором Триш, уже воспитывающая сына, должна раз и навсегда победить Джиперса Криперса. И даже если фильм не будет удачным, хочется верить, что он хотя бы наконец ответит на вопросы фанатов, оставшиеся после предыдущих частей.