Свобода неволи

Во вступительной сцене служащий аукциона Саймон (Джеймс МакЭвой) разъясняет тонкости похищения бесценных картин с молотка. Договорившись с бандитами, Саймон собирается украсть знаменитую картину Гойи «Ведьмы в воздухе». Но во время ограбления всё идёт не так. Саймон получает сильный удар по голове и теряет память; потом оказывается, что картина, которую он вынес, исчезла…

Фрэнк, криминальный шеф (Венсан Кассель) приказывает пытать Саймона. Но даже под пытками тот не может вспомнить, где картина. Остаётся нанять гипотезёра Элизабет (Розарио Доусон), чтобы она проникла в сейф памяти Саймона. Начавшись, как криминальный триллер, «Транс» довольно быстро становится лихо закрученной головоломкой про игры с психикой.

Если начало картины, в котором говорят о фокусах аукционных ограблений, вызывает в памяти «Престиж», то фильм в целом (после того как выстроится дорожкой домино в голове зрителя) – это скорее «Ванильное небо» встречает «Помни». И пусть сюжет про кражу вас не отпугнёт: главное здесь – страсти, неосознанное, психология.

«Транс» способен по-настоящему заинтриговать. Кроме нескольких весьма неожиданных сюжетных твистов, картина также раздваивается на условно-реальную и условно-гипнотическую части. В ряде сцен, особенно под гипнозом, можно заметить странные блики: это Дэнни Бойл и оператор Энтони Дод Мэнтл снимали «гипнотические» сцены через стекло или плексиглас.

Вообще, визуальная часть завораживает. Мэнтл имеет огромный опыт – он снимал главные шедевры Ларса фон Триера, а также прошлогодний оптический оргазм «Судья Дредд». Но дело не только в грамотной съёмке – художественная часть поставлена также выдающимися людьми: в ней всё – от цветовой гаммы в помещениях до стилистических решений – имеет смысл.

Основная тематика «Транса» – механика бессознательного. «У нас есть секреты не только от других, но и от самих себя, – говорит в фильме Элизабет, – Мы называем это «забывание». Всех выдающихся режиссёров современности сильно занимает этот непростой вопрос про тайны ума. Каждый из них снимал про это: Нолан («Помни», «Начало»), Скорсезе («Остров проклятых»), фон Триер («Антихрист»). «Транс» Дэнни Бойла – следующий фильм в этом ряду, сравнимый со всеми перечисленными.

Однако он им уступает. К фильму есть ряд серьёзных вопросов. Недоумение вызывают, в частности, взаимоотношения Саймона и бандитов. Когда картина пропала, Саймону, простите, срезали ногти, а дальнейшее его общение с мучителями такое благожелательное и почти дружеское, что в это сразу не веришь. Финальный же кульбит напрочь перечёркивает так старательно выстроенную логику происходящего. И это особенно удручает и мешает по-настоящему полюбить картину.

Но «Транс» способен захватить целиком. Тройка харизматичных актёров, ранее не собиравшихся вместе, придаёт магнетизм и драйв действию. Джеймс МакЭвой в который раз блестяще играет двоякую натуру, Венсан Кассель властен и необуздан, а Розарио Доусон загадочно-притягательна и полностью обнажается – да так, что этого не забыть. Сюжетные виражи неожиданны и непредсказуемы, но и кроме них фильму есть что предложить – «Транс» знакомит зрителя с картинами Гойи и Рембрандта и увлекательно объясняет искусство. Наконец, вопросы, которые фильм задаёт, выходят далеко за рамки происходящего.

Нейробиология сегодня пристально изучает бессознательное поведение, а о чудесах гипноза слышал, наверное, каждый. Но какова бы ни была причина наших действий, если она от нас скрыта, то свобода воли (и вообще свобода) ничего не стоит. Леонард Млодинов, учёный и популяризатор науки, описывал случай пациента, у которого была разорвана связь между левым и правым полушариями мозга. Правому полушарию давали команду помахать рукой, а затем спрашивали у левого полушария (которое отвечает за речь), зачем человек помахал рукой. И оно, не зная истинных причин поступков, всякий раз придумывало убедительное объяснение («увидел знакомого» и т.п.). Исследователи доказали: мы достраиваем своё понимание реальности, основываясь на недостаточных данных – и порой просто-таки выдумываем его. Природа создала мозг не для того, чтобы он видел мир объективно, а для того, чтобы мы выжили. Но если мы не можем быть уверены, почему поступаем так, а не иначе – то кто мы вообще такие? И если мы не знаем себя, а наши поступки контролирует чаще не ум, а бессознательная тьма, как мы можем знать, чего хотим?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here