Разговор по душам
2007 год. Ирак. Двое американских солдат оказываются под прицелом невидимого иракского стрелка. Один – снайпер Мэтьюс (Джон Сина) ранен и лежит без сознания, истекая кровью, второй – наводчик Айзек (Аарон Тейлор-Джонсон) прячется за разрушенной стеной посреди пустыни. Помощи ждать неоткуда – радиосигнал перехвачен незваным гостем, который теперь беседует с подстреленным американским пехотинцем.
Режиссёр Даг Лайман («Идентификация Борна», «Грань будущего») снял камерный триллер, в котором разворачивается психологическая игра, вскрывающая истину и ложь войны. Пока один старательно пытается понять, откуда стреляют, другой проливает свет на американскую агрессию. Стена становится окном для исповеди – исповеди под прицелом.
Что не удалось Клинту Иствуду в «Американском снайпере», обелявшем военное вторжение США в Ирак, показывает Даг Лайман, не прославляющий ни героев, ни убийц. Иракский снайпер – не дикарь, а патриот, убеждённый в собственной правде. Шаткая стена, за которой, задыхаясь, прячется Айзек, некогда была школой, а иракский снайпер работал учителем. Школа, превращённая в руины, была его цитаделью. Теперь же в пустыне американцы прокладывают трубы, что, по словам стрелка, ещё не значит восстанавливать экономику Ирака. Ломать – не строить. К тому же снайпер не верит, что американский солдат, мечтающий поскорее отправиться домой, не вернётся обратно. Война, по словам Айзека, закончилась, но страна почему-то по-прежнему оккупирована. Во время беседы противники выясняют, кто враг, а кто – предатель.
Разумеется, Лайман изображает бессмысленность войны, но показывает её объективно, позволяя зрителю если не увидеть иракца, то хотя бы выслушать его. Фильм сам по себе – скромная метафора большого конфликта. Война не изображается чёрно-белой, где американцы – триумфаторы, а все остальные – абсолютное зло. Иракец открыто и справедливо заявляет, что американцы – не братья, а захватчики, и даже если он – террорист, то лишь в глазах оккупантов, которые и сделали его убийцей, иначе простой учитель не брался бы за оружие. Стрелок-невидимка – самый интересный персонаж этой игры. Лицо иракца никогда не показывают – только грубый голос и редкие кадры взгляда через прицел его винтовки на стену и жертву.
«Стена» – кино настроения, нежели действия. Фильм об испытании и выживании с руганью и военным жаргоном, снятый хоть и не за три копейки, а лишь за три миллиона долларов (мелочь для Голливуда), не без слабины. Финал антикульминационный, больно быстрый и читаемый. Впрочем, и на это можно закрыть глаза, благодаря отличной операторской работе россиянина Романа Васьянова, который прежде уже снимал военный боевик «Ярость». Видна каждая капля пота, каждая песчинка и каждый лопнувший сосуд в глазах мечущегося, почти обездвиженного солдата, припекающее солнце и ноющая рана.
Даг Лайман избегает кровавого насилия, характерного драмам о войне, эпичных баталий, как в «Грани будущего», и жёстких драк, как в «Идентификации Борна». Здесь же уместно вспомнить камерные, но полные саспенса триллеры «Телефонная будка» и «Погребённый заживо», или трагедию «127 часов» и драму «Лок». Картина держит в напряжении, как только американский снайпер отправляется прочёсывать песчаный пустырь.