На пути к дракону
Сняв в содружестве с Дэвидом Уортом «Кикбоксёра», Марк ДиСалле упрочил славу восходящей на тот моменты звезды жанра Жан-Клода Ван Дамма. Поэтому ДиСалле был беспроигрышной фигурой для режиссуры «Совершенного оружия», в котором он представил зрителю нового героя боевика – мастера кенпо-карате Джеффа Спикмэна. К сожалению, карьера Спикмэна довольно быстро закончилась, толком не успев начаться. Можно пересчитать по пальцам те фильмы, где Спикмэн снялся в главной роли. Джефф, впрочем, к кино никогда не относился серьёзно, не изменяя своему призванию – обучению людей стилю кенпо.
Насмотренный зритель наверняка заметит определённые переклички с дебютным фильмом Стивена Сигала «Над законом». Ведь «Совершенное оружие» тоже в немалой степени связано с биографией главного актёра, который с детства имел непростой характер. И лишь занятия карате под руководством опытного мастера Эда Паркера помогли ему направить энергию в нужное русло.
Персонаж Спикмэна – обычный рабочий Джефф Сандерс, который приезжает в родной город, потому что переживает за старого друга Кима. Тому досаждает корейская мафия. Но происходит непоправимое, Кима убивают, и теперь для героя Спикмэна месть – единственная цель в жизни. В то же время Джефф должен найти взаимопонимание с близкими, отцом – капитаном полиции, и младшим братом Адамом, для которого он когда-то был примером. А по следу Джеффа уже идёт нанятый корейской мафией убийца Танака, недовольный его вмешательством в дела босса.
Конечно, это далеко не первый боевик в американском кино об отмщении. Но стремление передать посредством кинематографа дух кенпо, философию карате, привело к совсем неординарным выводам. Джефф (неслучайно, что персонаж имеет имя исполняющего его актёра) добился больших успехов в боевых искусствах. Он стал тигром, как говорит его старый учитель Ло. Но тигр не имеет мудрости, которая есть у дракона. Тигр не видит выбора, не связан моралью и всегда ходит по тонкой грани, отделяющей самооборону от нападения.
Марк ДиСалле постоянно сравнивает двух братьев, Джеффа и Адама. Младший брат пошёл по стопам отца и служит в полиции. В отличие от Джеффа, он умеет держать себя в руках и понимает, что благие мотивы часто приводят к злу. Желание мести поглощает без остатка душу человека, уничтожая всё доброе, что в нём есть. Оттого Конфуций, на вопрос чем отвечать на зло, говорил: на добро надо отвечать добром, а на зло – справедливостью.
Закон, которому служит Адам, не бог весть какая справедливость, ведь немало людей желают быть над законом, если вспомнить разоблачительный пафос дебютного боевика Стивена Сигала. Но тем более несправедливо личное возмездие. Человек оказывается во власти гнева, уничтожающего всякое представление о добре и зле. Ведь и Ницше неспроста говорил, что «тот, кто борется с чудовищами, должен следить за собой, чтобы самому не превратиться в чудовище». Именно боязнь дурного влияния Джеффа на Адама вынудила отца отправить его в другой город. Джефф, словно тигр, буйный и неукротимый, одержим силой. Он не умеет контролировать её, применять с умом. Но мастер Ло верит, что с возрастом Джефф научится на своих ошибках и сумеет стать драконом. Ведь иначе он зря учил его философии карате.
Марк ДиСалле, при помощи опытного инструктора Эда Паркера, добивается редкой зрелищности в боевых сценах. Стиль борьбы отражает и характер героев. Он полон ярости у Джеффа и, наоборот, спокойный и уверенный у Танаки. Этот здоровяк обладает недюжинной силой. Его самоуверенность во многом оправдана, поскольку Танака – настоящее исчадие ада. Он переворачивает машины, выдерживает разряд тока, в то же время предан главарю мафии Янгу, в противовес ему – беспомощному старику. В образе Танаки, немногословного злодея с холодным взглядом, воскресли черты Самурая, героя Алена Делона из одноимённого фильма Мельвиля. Только он не мучается экзистенциальными проблемами. Для него убийство – не только профессия, но и искусство. Цветок, который он оставляет на жертвах, – дань эстетике смерти.
Эту роль исполняет бывший рестлер, Профессор Тору Танака, начавший карьеру в кино с роли гротескного подручного главного злодея в классическом боевике Стива Карвера «Око за око». Киллер Танака, облачённый в чёрное и на чёрном лимузине, словно ангел смерти, приходит за теми, на кого укажет мафиозный босс. Задолго до Джуда Ло, исполнителя роли убийцы-эстета в криминальной драме «Проклятый путь», Танака, не только своим внешним видом (профессор и в 60 лет был в отличной форме), но и скупой манерой игры, передаёт ту внутреннюю силу, как духа, так и тела, что таится в этом силаче. Танака кажется особенно ужасным ещё и потому, что он – как будто бы будущее самого Джеффа. Ведь большие возможности налагают и большую ответственность. Герой Спикмэна уже почти пересёк невидимую черту, точку невозврата в своей душе, но вовремя остановился. Ведь он – пример для мальчишки, племянника другого мафиозного босса, который был привязан к Киму, совсем как Джефф в юности. И кроме Джеффа никто не преподнесёт ему урок добра и справедливости.
Боевик Марка ДиСалле оставляет светлые чувства не только благодаря мастерски поставленным экшен-сценам, но и своему гуманистическому пафосу. Не стоит впускать в свою душу желание мести. Нельзя бороться со злом методами зла. Ведь можно незаметно для себя пересечь границу, отделяющую зло от добра в душе каждого человека. И тогда уже не будет дороги назад.