Осторожно, двери закрываются…
2031 год. Земля вступила в новый Ледниковый период. Жизнь на планете сохранилась только в огромном поезде, курсирующем по трансевразийской магистрали. Состав поделён на вагоны: в первых со всеми удобствами живёт элита, а в последних царствуют нищета, голод, болезни и смерть. Среди притеснённых готовится восстание. Его цель – низвергнуть правящую верхушку, заняв место Уилфорда (Эд Харрис) – служителя «священного двигателя» поезда, фактически верховного божества локомотива.
Фантастический триллер южнокорейского режиссёра Пона Чжун Хо («Воспоминания об убийстве», «Мать») поднимает важные социальные и нравственные вопросы, попутно подогревая интерес остроумно поставленными боевыми сценами и глубокомысленными диалогами. Неразрешимость конфликта людей из последних вагонов и подданных Уилфорда – «служителя двигателя» поезда – очевидна: пирамиду не перевернуть вверх ногами, – можно лишь забраться на её вершину самому, но для этого неизбежно придётся идти по трупам.
Собственно, само понятие «неизбежность» можно смело вынести в подзаголовок ленты. Перед героями неотвратимо стоит дилемма выживания – пожалуй, один из главных вопросов человечества со времён появления homo sapiens – человека разумного. Пассажиры поезда задаются вопросами сохранения собственной жизни, когда, практически по Достоевскому, они выбирают неминуемое меньшее зло, вопрошая у самих себя: «Тварь ли я дрожащая, или право имею?»
Нехитрая в теории концепция сюжетного архетипа, когда героям необходимо добраться из последнего вагона в первый, на практике трансформируется в зубодробительный экшен, приправленный вдумчивыми размышлениями о мироустройстве и сдобренный красотами холодно-чарующего замёрзшего мира, который виднеется из окон вагонов поезда.
Интересно, что на этапе пост-продакшена Пон Чжун Хо пришлось приложить немало усилий, чтобы отстоять свою картину у Харви Вайнштейна, чьей компанией The Weinstein Company были приобретены права на прокат ленты в Соединённых Штатах, Австралии и Великобритании. Известный своими радикальными приёмами Вайнштейн хотел заметно сократить «Сквозь снег», вырезав многие сцены. Однако южнокореец защитил свой фильм, в итоге сохранив его таким, как и задумал.
Пон Чжун Хо называет своё полотно «“Спартаком” в поезде», но при желании можно усмотреть в картине отсылки к «Матрице» Вачовски, монументальным библейским сюжетам, марксистской теории и даже к творчеству Виктора Пелевина. Но, несмотря на кажущуюся вторичность идеи, в ленте южнокорейца большее значение имеет не то, откуда черпал вдохновение создатель, а то, как он воплотил на экране задуманное.
Фильм стилистически выверен, в нём не чувствуется ненужных провисаний и пауз, он смотрится на одном дыхании. Отдельной похвалы заслуживает актёрский состав. Даже Крис Эванс, для которого образ повстанца Кёртиса явился отступлением от привычного амплуа героя-красавца, совсем не портит общей картины. Более того, Эванс в постановке – одна из несущих конструкций. И со своей нагрузкой он вполне справляется.
А ещё в фильме есть блистательная Тильда Суинтон в роли трусливой и мерзкой прислужницы Уилфорда Мэйсон, колоритный южнокорейский актёр Сон Кан Хо («Сочувствие господину Месть»), «божественный» Уилфорд в исполнении одиозного Эда Харриса и благородно-героический Джон Хёрт, на котором роль предводителя мятежников Гиллиама сидит как влитая.
Пон Чжун Хо задаётся вопросами о том, что делает нас людьми и где лежит черта, отделяющая человека разумного от животного. «Сквозь снег» – фильм о социальной структуре общества; о борьбе за лучшую жизнь, когда маргинализация – явление условное, а сепарация – неоспоримое и необоримое. Это чёткое, лишённое каких бы то ни было предрассудков, авторское высказывание в обёртке блокбастера; кино о том, как важно оставаться человеком при любых жизненных обстоятельствах.