Фрэнки (Мишель Пфайффер) – немолодая официантка в закусочной Нью-Йорка. Её жизнь замкнулась на бесконечном маршруте от маленького кафе до маленькой квартирки. Вечерами она надевает халат, большие шерстяные носки и смотрит фильмы на видеомагнитофоне. Круг её общения ограничивается коллегами по работе и соседом-геем, с которым у неё завязались дружеские отношения. Фрэнки считает себя не очень умной, не очень красивой и совершенно несчастной. Про таких говорят, что женщина поставила на себе крест. Где-то глубоко внутри она давно смирилась с тем, что до конца дней проживёт в одиночестве. Но, украдкой глядя в окно на людей из соседнего дома, которые устраивают семейные ужины, танцуют, заводят щенков, занимаются любовью, в её глазах читается неуверенная надежда на то, что однажды и её жизнь сдвинется с мёртвой точки.
Джонни (Аль Пачино) только что вышел из тюрьмы. Если бы мы воочию не убедились в том, что он бывший заключённый, нам бы и в голову не пришло, что такой человек мог угодить за решётку. Мужчина с ещё не угасшей красотой зрелости, начитанный, умный, с хорошими манерами. Его образ скорее вяжется с преподавателем университета, чем с преступником. Джонни сразу же подкупает нас несвойственным его возрасту поведением и взглядами на жизнь. Он смотрит на людей так, будто те – неогранённые алмазы, видит их сияющее гранями естество под слоями шлифовальной пыли. Именно так он и разглядел внутреннее сияние Фрэнки, когда устроился работать поваром в ту же закусочную, в которой работала она.
Сложно назвать начало их романа любовью с первого взгляда, скорее это был длительный поиск друг друга во тьме страхов и неуверенности в себе и завтрашнем дне. Романтичный Джонни с самого начала счёл их встречу судьбоносной, как в песне Теренса Трента Д’Арби «Фрэнки и Джонни». Неуверенная, увязшая в комплексах Фрэнки соглашается с ним, но через несколько минут говорит, что всё это чепуха. Всякий раз её «да» мгновенно обращается в «нет» от страха совершить ошибку, открыть сердце и снова быть обманутой, обиженной и, впоследствии, одинокой. Джонни терпеливо, постепенно пытается завоевать доверие Фрэнки.
Казалось бы, такая практически подростковая сентиментальность несвойственна для зрелых людей. Может быть, именно эта черта главных героев ставит фильм «Фрэнки и Джонни» Гэрри Маршалла в ряд лучших его картин.
Вспоминая имя Маршалла, на ум скорее приходят такие работы, как «Красотка», «Сбежавшая невеста», «Как стать принцессой». Незаслуженно непопулярны его потрясающе глубокая, мудрая драма «На пляже» с Бетт Мидлер и Барбарой Херши и мелодрама «Фрэнки и Джонни».
В фильмографии Гэрри Маршалла 26 картин. Все его работы объединяет одна тема – любовь. Вероятно, режиссёр до самого конца оставался в душе наивным, сентиментальным подростком. Гэрри Маршалл умер 19 июля этого года в возрасте 81 года, и последней его работой стал фильм «Несносные леди» – тоже о любви. Невозможно снимать такое доброе кино и самому не быть таким же непосредственным, романтичным, душевным человеком.
Поэтому, несмотря на то, что герои пьесы Терренса МакНалли «Фрэнки и Джонни в лунном свете», по которой и был снят фильм «Фрэнки и Джонни», уже зрелые, прожившие почти половину жизни люди, они не могут не быть немного детьми.
Великолепная игра Мишель Пфайффер и Аля Пачино приковывает к экрану от начала и до самых финальных титров. Их неподдельная эмоциональность, чувственность, непредсказуемость поступков вызывают расположение к их героям из замкнутого, ограниченного мира «маленьких» людей. Обиженную на мужчин, истеричную, но в то же время трогательную героиню Пфайффер хочется обнять, успокоить, окружить заботой. Прошедшего через тюремный ад героя Пачино, не боящегося, казалось бы, больше ничего, заботливого, верного, обходительного, хочется видеть рядом с собой в качестве близкого друга, в котором всегда будешь чувствовать опору.
В фильме есть ещё один герой – музыка. Не случайно пьеса называется «Фрэнки и Джонни в лунном свете». Влюблённые слушают по радио прелюдию Клода Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты». Эта прекрасная мелодия, будто невидимый участник событий, фрагментарно, завуалировано звучит на протяжении всего фильма, и в его развязке, в кульминационном моменте, разливается из радиоприёмника, будто ей уже нет нужды скрываться от влюблённых.
В целом саундтрек подобран очень грамотно. Это не просто музыкальный фон. Каждая песня, звучащая на экране, находит своё продолжение в сюжетной линии. Песня «Фрэнки и Джонни» не оставляет шансов героям, чтобы не быть вместе, мотив композиции, звучащей, когда Фрэнки и Джонни занимаются любовью, Джонни насвистывает на работе на следующее утро, а прелюдия Дебюсси с самого начала намекает на счастливый финал. И это именно тот случай, когда другого финала для героев ты не хочешь.
«Фрэнки и Джонни» – это одна из историй, доказывающих, что настоящая любовь может прийти в жизнь человека в любом возрасте, даже если он уже отчаялся быть счастливым. И пусть это всего лишь экранный сюжет, но отчего он не может быть правдой?
Прекрасная рецензия.