Шпион, выйди вон!
1886 год, Лондон. Антон Верлок (Тоби Джонс), скромный лавочник в сомнительном районе Сохо, промышляет товарами, так сказать, интимного назначения и при этом ведёт двойную жизнь. Он вхож в кружок анархистов, о деятельности которых регулярно докладывает в российское посольство. Однажды курирующий его сотрудник посольства, которого все называют просто мистером Владимиром (Дэвид Доусон), решает, что пора начать действовать активнее и спровоцировать анархистов на силовую акцию. В отличие от царской России, в Англии к различным подпольным ячейкам относятся более лояльно – по крайней мере, пока они не берутся за оружие и не представляют угрозу общественной безопасности. Первый секретарь посольства полагает, что, если подтолкнуть революционеров к насилию, британское правительство перестанет смотреть на их существование сквозь пальцы и предоставлять убежище беглым русским анархистам. Так Верлоку поручают организовать подрыв Гринвичской обсерватории…
Мини-сериал «Секретный агент», если судить по синопсису, вполне может показаться едва ли не продуктом антироссийской пропаганды, однако на деле имеет под собой крепкую литературную основу более чем столетней выдержки. Первоисточником для сценария послужило произведение Джозефа Конрада, изданное в 1907 году и пережившее уже шесть экранизаций. Четыре из них, включая и эту, произведены BBC (1967, 1975, 1992 и 2016 годы), а ещё дважды история переносилась на широкие экраны.
В 1936 году первопроходцем стал сам Альфред Хичкок, снявший по повести Конрада «Саботаж». Что любопытно, в оригинале главный герой звался Адольф Верлок, но Хичкок, работая над фильмом уже в предвоенные годы, решил поменять неблагозвучное имя на Антона, дабы избежать понятных ассоциаций с одним известным австрийским художником. Тем же путём и по той же причине пошли и сценаристы проекта с Тоби Джонсом. Ну а самой известной экранизацией по-прежнему остаётся лента 1996 года с Бобом Хоскинсом в главной роли и целой россыпью звёзд на втором плане – от Патриции Аркетт и Жерара Депардье до Кристиана Бэйла и Робина Уильямса.
Умение BBC переносить на экран литературные произведения классиков британской (и не только) прозы уже давно стало знаком качества, однако очередная экранизация «Секретного агента» в число лучших едва ли войдёт. Прежде всего сомнения вызывает фигура главного героя и выбор актёра на эту роль. При всём уважении к Тоби Джонсу, трудно поверить, что главный герой в его интерпретации способен годами вести агентурную деятельность и ни разу не вызвать подозрений. Верлок настолько неуверенный в себе, мнительный, нервный, что, глядя на него, поневоле задаёшься вопросом, как ему вообще удавалось кого-то обманывать на протяжении стольких лет. Ведь умение плести интриги и вести двойную (а точнее даже тройную, как выясняется по ходу сюжета) игру требует от человека немалой выдержки, хладнокровия и расчётливости. Верлок же с трудом обманывает даже жену Уинни (Вики МакКлюр), вышедшую за него не по любви, а по расчёту.
Второстепенные персонажи здесь в целом воплощены более удачно: помимо миссис Верлок это и инспектор Хит (Стивен Грэм), и изготовитель бомб по прозвищу Профессор (Иэн Харт) – яркие, интересные герои. К сожалению, работать им приходится с довольно посредственным материалом: сюжет вялый, ему отчаянно не хватает динамики. Выбранный формат – мини-сериал из трёх часовых эпизодов – также не назовёшь удачным. Даже для такого невеликого хронометража действие выглядит чересчур затянутым. Полнометражный фильм был бы в этом случае оптимальным решением.
Сериал хочется подкрутить и в части эмоционального накала. Самый сложный и важный в этом плане момент приходится на второй эпизод, плюс начало третьего, когда участие Верлока в заговоре оборачивается самыми трагическими последствиями для его семьи и для него самого. Таким образом, фактически мы получили кульминацию едва ли не в середине произведения и остаток времени вынуждены наблюдать затянутую, тягучую, точно жвачка, депрессивную концовку.