Жадность лётчика сгубила
Грань между образом агента Итана Ханта и самим Томом Крузом ничтожна. Что ни фильм, то Круз – смекалистый герой с белоснежной улыбкой и блеском в глазах. Однако речь не о боевике «Миссия невыполнима», а о новой ленте Дага Лаймана, автора первого фильма о Борне и фантастики «Грань будущего». «Сделано в Америке» – шпионская драмедия с замахом на историческую подлинность. Авантюрно, забавно, но уж больно традиционно и даже карикатурно.
Вечно молодой и бодрый Том Круз вновь в роли виртуозного летчика (вспоминается «Лучший стрелок») по имени Барри Сил, которого вербует ЦРУ, воплощённое Доналом Глисоном. Правда, однажды, выполняя очередное задание, Сил оказывается в цепких лапах колумбийских драгдилеров. Теперь Барри вынужден жить не двойной жизнью, втайне от жены выполняя опасные поручения государства, а тройной, перевозя то разведданные, то крупные суммы «зелёных», то сотни килограммов кокаина, то автоматы Калашникова, то орды чумазых контрас, которых подкармливают власти США, но которые отказываются воевать.
Духом и предметом фильм схож с хулиганской драмой «Парни со стволами», тоже основанной на реальных событиях, но в которой больше нахальства и задора. Лайман вскрывает грязную политику Соединённых Штатов в эпоху Холодной войны и показывает жажду наживы, которая губит пилота, тоскующего по приключениям. В борьбе с коммунистами все средства хороши, поэтому через Барри Сила, хлопочущего о счастливой и безбедной жизни семьи, американцы снабжают деньгами и оружием террористов центральной Америки. Всё законно, если работаешь на хороших парней. Видимо, разведка платит мало, поэтому по пути домой Барри набивает свой самолёт наркотиками. Вкус у героя разыгрывается не на шутку, а наркоторговцы этому только рады. Контрабандисту платят те и другие. Главное – быть в нужном месте в нужное время и быть Томом Крузом, чтобы храбрости сопутствовало ещё и везение. Тут-то на хвост пилота, который старается ужиться меж двух влиятельных сил, садятся госслужбы всевозможных аббревиатур, что в финале авторами превращается в фарс.
Дикая цепь событий разворачивается в манере «Славных парней» Скорсезе и «Поймай меня, если сможешь» Спилберга. Безрассудный Барри Сил сам всё рассказывает, да ещё и на камеру. Невероятная судьба некогда честного пилота гражданской авиакомпании – настоящий слоёный пирог, сдобренный ретро-эстетикой и задорными мелодиями рок-н-ролла. Афера Барри Сила (так назвать картину было бы точнее) оттеняет семейную драму, которая и так всплывает изредка, и то лишь в мелких спорах Барри с женой Люси (сексуальная блондинка Сара Райт). Серьёзные размышления о цинизме капитализма зарыты где-то в залежах баксов, которыми набит каждый уголок роскошного дома лётчика-оппортуниста. А для человека, который без стыда и совести сорит деньгами, для которого патриотизм – пустой звук, Барри слишком мало страдает. Судя по фильму Лаймана, все ведь знают, наркотрафик – это же так по-мальчишески весело. Американская мечта американского героя, проживаемая по-американски.
В обдуманно состаренной ленте брошен камень в сторону политических событий 70-х и 80-х, но они затмеваются богатством жизни авантюриста и лихачеством повествования. Всё-таки фильм не тянет на звание хлёсткой сатиры. Впрочем, нужно признать, что антисоветские речи Рейгана (повстанцы, опекаемые Советским Союзом, готовы пойти на любое преступление, и вообще любая советская власть – преступный режим) обыгрываются с умыслом.
Картина, которая демонстрирует Америку «во всей красе», сделана со вкусом. Как-никак, «Сделано в Америке», а значит – с шиком и куражом. Формат фильма стилизован под кино эпохи «Голливудского ренессанса». Режиссёру Дагу Лайману и оператору Сезару Шарлони («Город Бога») удаётся гармонично увязать элегантное скольжение камеры с дрожащей съёмкой и зернистым изображением. И хотя здесь нет ничего неожиданного, кино об опасностях обмана и мошенничества благостнее вульгарного «Волка с Уолл-стрит» и заканчивается честнее.