Экипаж

После того как в 1970 году Голливуд выпустил экранизацию бестселлера Артура Хейли «Аэропорт», в мире родился новый жанр – фильм-катастрофа. Оглушительный успех этой картины и последующие фильмы на «разрушительную» тему не могли не заметить даже в Советском Союзе, в котором подобного жанра тоже пока не существовало. Заполнить эту лакуну решился режиссёр Александр Митта, очень давно мечтавший снять действительно масштабное и зрелищное кино.

В СССР не было понятия «спецэффекты», а существовал такой термин как «комбинированные съёмки», искусством которых владели немногие. К числу этих кудесников принадлежал знаменитый сказочник Александр Птушко, с которым в своё время работал Митта, и на него работа с мастером произвела неизгладимое впечатление. К сожалению, после смерти Птушко созданный им цех по производству комбинированных съёмок начал приходить в упадок, и тогда Митта решил возродить традиции зрелищного кино, дабы использовать имеющиеся на тот момент технические средства на полную мощь. Ему, как бывшему инженеру, особенно был интересен сложный технический проект, и появление на свет голливудского «Аэропорта», развивающего тему авиакатастроф, заставил его задуматься о создании достойного «ответа».

Экипаж

Александр Митта обратился к Юлию Дунскому и Валерию Фриду, в результате чего на свет появился сценарий под названием «Запас прочности», но прокатчики не посчитали заглавие кассовым. Авторы думали над новым не один день, но так и не смогли предложить что-то выдающееся. В итоге положение спас режиссёр – именно Александр Наумович предложил назвать фильм «Экипаж». Но это была лишь первой из дальнейших трудностей – руководители советской авиации были возмущены тем, что в сюжете фигурировала авария самолёта «Аэрофлота» – это роняло существенную тень как на саму авиакомпанию, так и на отечественное авиастроение в целом. И снова сценаристы нашли выход из положения – по сюжету, самолёт пострадал не в результате бортовой поломки, а из-за природных катаклизмов, произошедших на одном заграничном острове. Подобный сюжет был одобрен и картину запустили в производство.

Первый актёрский состав картины был иным – в главных ролях Митта видел Алексея Петренко, Николая Караченцова, Олега Даля и Елену Проклову. Но Петренко почему-то резко отказался, в итоге на роль КВС Андрея Тимченко был взят не менее замечательный актёр Георгий Жжёнов. Пробы на роль второго пилота, Валентина Ненарокова, Караченцов с блеском прошёл, а затем обескуражил членов съёмочной группы заявлением, что он очень занят в «Ленкоме» и на съёмки у него есть лишь день или два в неделю. Такие затянутые сроки авторы фильма не могли себе позволить, и в итоге пришлось искать менее занятого артиста. Им стал актёр Театра Советской Армии Анатолий Васильев.

Экипаж

В роли стюардессы Тамары Митта не видел никого, кроме Елены Прокловой, поэтому она была утверждена на роль вообще без проб, по телефону. Но и она шокировала режиссёра дальнейшим заявлением, что очень хочет сниматься, но из-за отъезда Ирины Мирошниченко на неё свалилась огромная нагрузка во МХАТе. Один из ассистентов по актёрам нашёл студентку театрального училища Александру Иванес, и Митта согласился взять её на роль Тамары. Но съёмочная группа в дальнейшем не раз пожалела об этом выборе. Когда директор картины, ныне доцент ВГИКа Борис Криштул, отправился к ректору с просьбой отпустить девушку на съёмки, то выяснил, что она отчислена за опоздания и многочисленные срывы репетиций. Но искать очередную замену уже не было никакой возможности, и группе ничего не оставалось, кроме как терпеть её выходки. По рассказам Криштула, актриса срывала съёмки как только могла. Она умудрилась устроить скандал даже после работы над картиной – в течение двух месяцев до завершения окончательного монтажа Александра вышла замуж и сменила фамилию на Яковлева, заранее зная о том, что будет менять паспортные данные. В итоге на переделку титров снова было затрачено огромное количество времени и денег. Зато знаменитая на всю страну эротическая сцена не стала для неё проблемой – стеснялся как раз именно Леонид Филатов, и согласился сниматься только будучи одетым в джинсы и закрывшись одеялом.

Кстати, Филатов тоже не сразу получил роль главного секс-символа фильма, бортинженера Скворцова: проработав на площадке всего две недели, от неё отказался Олег Даль. Он пришёл к директору картины, сказав, что впервые в жизни не может сниматься, несмотря на то, что роль ему очень нравится. Актёр к тому моменту действительно имел серьёзные проблемы с алкоголем и здоровьем, и играть ему было по-настоящему трудно, несмотря на профессионализм и талант. Снять со съёмок Даля мог только гендиректор «Мосфильма», и актёру предстоял трудный разговор. Даром ему это не прошло – вышел негласный указ не снимать проблемного актёра на «Мосфильме» в течение трёх лет, но уже через год Олег Даль ушёл из жизни.

Экипаж

Развитие сюжета происходило весьма нелинейно – Митта разбил фильм на две части, решив поработать на стыке жанров, посвятив первую серию исключительно психологическим портретам персонажей и особенностям их взаимоотношений. Этот приём позволил зрителям проникнуться судьбами героев и лучше понять их характеры, дабы дальнейшее сопереживание было более сильным. Кроме того, используя жанр фильма-катастрофы как прикрытие, Митта в первой серии затронул весьма нелицеприятные и острые социальные темы: измена, подростковая беременность, сексуальная несовместимость супругов и, как следствие, развод. В отличие от большинства голливудских фильмов-катастроф 70-х, в которых мелодраматическая составляющая часто была маловыразительной и тормозила сюжет, первая часть «Экипажа» смотрится на одном дыхании – в основном из-за хорошо прописанных ситуаций и замечательных актёров.

Работа над технической стороной фильма была не менее трудной, что типично для жанра фильма-катастрофы. И если в помещениях московских аэропортов снимали за копейки и без особых проблем (съёмочной группе удалось договориться с «Аэрофлотом»), то с самими самолётами возникли проблемы. Помог случай, пусть и несчастный: в Омске на полосе загорелся самолёт ТУ-154. Его потушили, но спасти удалось лишь хвост, хотя для создателей фильма это уже было большой удачей. Через несколько недель он был перевезён в Москву и именно в нём были отсняты все «воздушные» эпизоды второй части картины.

Экипаж

Ради ключевой сцены в горящем аэропорту Bidri на кладбище старых самолётов был найден прекрасно сохранившийся ТУ-114. Разумеется, передвигаться самостоятельно он не мог, но съёмочную группу это не смутило – все декорации были построены прямо вокруг него. Для того чтобы воссоздать пожар, были привезены около 6 тонн горючего, но в процессе подготовки к съёмкам произошло возгорание, и тщательно созданные декорации полностью сгорели, не дожидаясь команды «Мотор!». Но режиссёр не отступал перед трудностями и терпеливо начал возводить всё с нуля. Результат превзошёл ожидания – умелое сочетание комбинированных съёмок, работы с искусно созданными макетами и миниатюрами, а также размашистая пиротехника поразили воображение зрителей.

Картина производит впечатление даже сейчас, но в год выхода её техническая сторона была ничуть не хуже большинства голливудских картин-современников на похожие темы. Несмотря на то, что консультантом второй части картины выступил известный авиаинженер и преподаватель Борис Уриновский, фильм не избежал ляпов: знающие люди кивали и на многие несоответствия в плане демонстрации работы экипажа, и на зажатую скалами взлётную полосу и абсолютно фантастическую попытку починить самолёт в воздухе, выбравшись наружу через воздухозаборник. Но Митта неоднократно утверждал, что кино было снято не для авиаторов, а для простого зрителя, и на ляпы он шёл вполне осмысленно. Сам того не подозревая, он абсолютно точно следовал главному правилу создания блокбастера – основной упор в его создании приходится на драйв и зрелищность, а не на правдоподобие.

Экипаж

Отменная режиссура, замечательные актёры и отменно воссозданная атмосфера напряжения и страха перед природными и техногенными катастрофами под музыку Альфреда Шнитке помогли зрителям проникнуться происходящими событиями, приняв все условности. Серьёзному восприятию картины способствовали и отличные от голливудских персонажей образы героев от авиации – это не картонные и пафосные супермены, а простые люди, всего лишь хорошо делающие свою работу и осознающие степень ответственности.

Нужно ли говорить, что картину ждал феноменальный успех в прокате – фильм посмотрели свыше 70 миллионов зрителей, Филатов стал главным героем-любовником страны, а саму картину многие считали лучшей работой Митты. Неудивительно, что простые зрители даже и не подумали критиковать фильм за сюжетные натяжки – в случае с «Экипажем» Митты как раз сработала та самая магия кино, к которой стремятся многие режиссёры, но не у всех получается её добиться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here