Красная угроза

Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне) достиг всего, о чём мечтал, и наслаждается счастливой жизнью со своей семьёй. А вот Аполло Крид (Карл Уэзерс) душевным спокойствием похвастаться не может. Поэтому, когда в США приезжает грозный советский боксёр Иван Драго (Дольф Лундгрен), бывший чемпион вызывает заокеанского соперника на бой, несмотря на возражения всех его товарищей, включая Рокки. Когда показательный бой между чемпионами двух континентов оканчивается трагедией, у Рокки не остаётся иного выбора, кроме как отправиться в СССР, чтобы взять реванш у смертоносного Драго.

Рокки 4

Александр Бурлыко:

Как это часто бывает со знаменитыми киносериалами, знакомство с «Рокки» я начал в далёком детстве, и не с первой части. «Рокки 4» стал первым фильмом саги, который я сознательно посмотрел от начала до конца, хотя всё, что я помню из того времени – это то, что мне понравилось. Повторный просмотр спустя 20 лет, конечно, открыл в фильме уйму проблем, но я был бы обманщиком, если бы сказал, что фильм мне перестал нравиться.

То, что «Рокки» окончательно превратился в фантастику, было понятно ещё в предыдущем фильме, поэтому появление совершенно комиксового Драго, который на порядок больше бьёт, чем говорит, меня нисколько не смутило. И раз уж на то пошло, то Дольф Лундгрен, на мой взгляд, в фильме получился лучше всех: да, он молчаливый амбал, накачанный стероидами, но за его каменным лицом скрывается трагическая фигура. Драго – это пешка в идеологической игре между сверхдержавами. Его ценят и уважают только до тех пор, пока он не начнёт проигрывать и терять свой политический капитал, а толпа, скандирующая его имя, моментально меняет свои предпочтения. Не случайно его главная реплика –«Я должен сломать тебя», потому что другого выбора у него нет, и он это осознаёт.

Я никогда не разделял жалобы, что «Рокки 4» содержит ксенофобию. Если уж кого фильм и оскорбляет, то своих соотечественников: за исключением главного героя, американцы в фильме высокомерны, неуважительны и бестактны. Особенно в этом плане разочаровал Аполло Крид, которого в этот раз Сталлоне превратил из грамотного шоумена в закомплексованного клоуна. Когда перед боем с Драго он устраивает карнавал с участием Джеймса Брауна, поющего Living In America, а сам наряжается в Дядю Сэма, легко понять, почему советский оппонент не перестаёт его колотить даже после окончания раунда.

Кроме порчи одного из самых интересных персонажей, «Рокки 4» также разочаровал техническим исполнением. Фильм выглядит откровенно посредственно (а за завершение каждой сцены стоп-кадром кого-то нужно было выгнать из монтажной), звуковое сопровождение выветривается из памяти ещё во время просмотра (это первый фильм сериала, музыку к которому не писал Билл Конти, и его отсутствие ощущается постоянно), и даже при хронометраже 90 минут возникает чувство затянутости. Особенно бестолковой получилась сцена, где Рокки садится в машину и куда-то молча едет, вспоминая события предыдущих фильмов… а затем приезжает домой. Я, конечно, понимаю, что в 1985-м домашнее видео делало лишь первые шаги и зрителям было трудно пересмотреть первые три части, но это уже слишком. И ещё это фильм, где главный герой дарит своему шурину робота, который ходит по дому и становится объектом пошлых шуток. Почему? А потому что.

Но, несмотря на все проблемы, мне всё ещё удалось получить от просмотра удовольствие, пусть и не всегда то, которое замышляли создатели. И при всей карикатурности обоих его участников, финальный бой заставил переживать ничуть не меньше, чем в предыдущих фильмах. А это уже хоть чего-то да стоит.

Рокки 4

Мариам Ананидзе:

Помните, какие эмоции вызывает просмотр фильмов «Горячие головы» и «Аэроплан»? Подобное послевкусие оставляет и «Рокки 4», только разница в том, что последний задумывался как драма, а не как пародия на самого себя. Меня не покидает мысль, что сложились некие вселенские препятствия, помешавшие четвёртой части быть наравне со своими предшественниками. Ведь воспринимать фильм серьёзно просто невозможно, особенно спустя тридцать лет.

Парадокс в том, что устный пересказ сюжета «Рокки 4» намного солиднее, чем его экранное воплощение: тут и трагическая смерть персонажа, которого мы успели полюбить, и противостояние двух держав, и зов долга, и судьба людей, связанных одним спортом. На деле же выходит, что лучшие моменты в фильме – это флэшбэки, которых даже слишком много.

За небольшой хронометраж зрители так и не понимают, какие мотивы у Ивана Драго и вообще человек ли он. То, как стереотипно показана Советская Россия – вызывает частые приступы хохота. Но даже если закрыть глаза на советскую составляющую фильма, в нём остаётся ещё много странного. Например, глупые реплики Поли, странные тренировки Рокки и… робот.

Очевидно, что мысль, которую хотел до нас донести Сильвестр Сталлоне в этой части – это необходимость в отказе от враждебности и изменении своего заведомо неприятельского отношения к людям. Но мораль получается иная: Рокки неожиданно для себя подрывает веру злых товарищей и их генсека в собственную страну и идеологию, а сам Сталлоне хорошенько издевается над своим персонажем и его историей.

Рокки 4

Геннадий Гусев:

Третий сиквел истории о простом американском парне, волею судеб превратившегося в знаменитого и уважаемого боксёра, акцентируется на проблеме мести, а также говорит о том, что дружба и любовь – ключ к взаимопониманию.

В центре сюжета – отошедший от дел Рокки, вынужденный вернуться в бокс после смерти близкого товарища. Это одновременно и плюс, и минус постановки. Такой сюжетный ход позволил вдохнуть во франшизу новую жизнь, но в то же время ограничил возможности сценария, который написал сам Сталлоне. И если для своего сценарного дебюта в полном метре маститый актёр по праву получил номинацию на «Оскар», то работа над текстом к «Рокки 4» заслуженно привела к номинации на «Золотую малину».

Фильм выглядит как неумелая пропаганда или как среднестатистический боевик категории «Б». Сценарий путается в дебрях, а герои до самого финала не могут определиться с тем, чего хотят. Диалоги – пусты, а сама лента больше походит на развесистую клюкву, а не на продолжение известного и уважаемого киносериала. Разброд и шатание не идут на пользу никому.

В итоге мы имеем ничем не примечательный фильм, одно из светлых мест которого – злодей в исполнении Дольфа Лундгрена. Для него это одна из первых ролей в большом кино. И его харизматичный немногословный Иван Драго выглядит даже интереснее Рокки.

Рокки 4

Павел Жуков:

Сильвестр Сталлоне, казалось, поведал о Рокки Бальбоа всё – и даже больше. Но зритель протянул деньги и сказал: «Дайте четыре!» Пришлось сценаристу и режиссёру в одном лице придумать что-то ещё. Снова кого-то убить для драмы. Расширить масштабы – почему бы не подраться с советским лбом? И использовать головы не только в качестве груш, но и чтобы сказать двум враждующим государствам, что бокс лучше войны. Теоретически могло получиться интересно, но фильм нелеп от начала до конца.

Реалистичность в «Рокки 4» не заботит никого. Боксёры – настоящие сверхлюди: Иван Драго накачан настолько, что превосходит любые показатели (и предела не видно). А Рокки через несколько дней тренировок способен взбежать на высокую гору и поднять тележку с людьми. С мотивацией проблем не меньше: Драго – просто марионетка государства, которое хочет доказать своё величие. Аполло Крид повторяет ошибки прошлого и идёт на Сибирского экспресса, или Сибирского быка (каждый раз говорят по-новому), вслепую – и плевать ему на жену и свою жизнь. Рокки вроде как хочет отомстить за смерть друга, но на деле и сам не уверен, зачем ему самоубийственный бой с Драго. Просто так надо, поймите его.

Музыкальный сегмент тоже не радует: много электронных композиций и практически полное отсутствие вариаций Gonna Fly Now. Музыка соответствует времени, но в лиричной истории Рокки стала какофонией. А ещё тут слишком много подготовительных нарезок и склеек из предыдущих фильмов, что скорее говорит, как нехотя Сталлоне работал над продолжением. И я сомневаюсь, что огромные говорящие роботы были популярны в 1985-м, но один здесь есть. Предположительно, призван веселить зрителя, но… гм, говорящий футуристичный робот в спортивной драме?

Удивляет и резкая смена предпочтения советских болельщиков в финальном матче. Когда Рокки даёт отпор Драго и уже бьётся на равных, зрители ни с того ни с сего начинают поддерживать чужеземца. А в конце Бальбоа с американским флагом на плечах говорит русским, что пересмотреть своё мнение – нормально. Его переводят лишь бы как, но льются аплодисменты. Фантастика!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here