Парниша

В недалёком будущем в Йоханнесбурге совершают прорыв в борьбе с преступностью. На вооружение полиции поступает отряд «скаутов» – новейших роботов, созданных для борьбы с правонарушениями. Кажется, что идеальное средство против беззакония найдено, но создателю этих роботов Диону достигнутых результатов недостаточно. Он одержим идеей сотворить искусственный интеллект, который по своим возможностям не уступал бы человеческому, мог самообучаться, мыслить, чувствовать.

И однажды у молодого изобретателя получается – после бессонной ночи и десятка банок энергетика верный программный код найден, но эйфория быстро проходит – корпорации, в которой работает Дион, не интересны тонко мыслящие синтетические создания. И тогда парень решается на отчаянный шаг – выкрасть подлежащего к списанию робота и протестировать на нём свои разработки. Но тут в дело внезапно вмешиваются чудаковатые гангстеры, отжимающие у Диона его творение, и дающие тем самым начало полнейшему сюжетному беспределу.

Нил Бломкамп всё дальше и дальше отдаляется от великолепия дебютного «Района №9». И если в «Элизиуме» постановщик не сумел обуздать свою же интересную идею, то в «Роботе по имени Чаппи» у него даже нет конкретных идей – лишь компиляция старых историй под обёрткой чёрной сатиры.

Робот по имени Чаппи

Вновь возвращаясь в гетто Йоханнесбурга, Бломкамп вовсю играется с шаблонами, представляя на первый взгляд совершенно банальную историю про то, как очередной искусственный интеллект ищет себя в большом мире жестокости и цинизма. Но это только поначалу, ведь чем ближе развязка, тем больше затёртых клише использует южноафриканский режиссёр – и вот уже картина залихватским виражом вываливается из стройного ряда лент про обретающих душу андроидов и находит внезапные параллели с линейкой от «Газонокосильщика» до «Превосходства», чтобы в финале и вовсе обрести черты историй про поиск вечной жизни.

Под определённым углом «Чаппи» смахивает на этакий причудливый спин-офф пресловутого «Района №9» – инопланетян больше нет, но преступность и моральное гниение остались. Бломкамп привычно зеркалит самого себя, но аллюзии на его предыдущие картины бесконечно утомляют, а вместо оригинальной истории на горизонте маячат лишь скудные мысли на тему очередного робокопного будущего.

Конечно, фильм не безнадёжен – визуально безупречный и хорошо поставленный, с прицельно работающим на пару с композициями Die Antwoord саундтреком Ханса Циммера. Однако всё это смахивает на ведро с гайками, которое пытается выглядеть шедевром автопрома. Главная проблема оказывается в самом Чаппи, чьё создание и эволюция выглядят чересчур надуманно даже в искусственных рамках придуманного Бломкампом мира. По экрану бегает даже не робот – скорее подросток-вундеркинд, которому не повезло (или повезло – как знать) «родиться» набором шестерёнок и микросхем. Но подобное слияние механического и человеческого выглядит скорее нелепо, чем интригующе. Вдобавок, фильм пытается откровенно манипулировать зрительскими эмоциями, но из-за собственного инфантильного настроя терпит полнейший крах.

Бломкамп даже не пытается полемизировать. «Феномен» по отношению к очередному короткому замыканию робототехники так и остаётся пустым словом, а псевдодокументальные вставки совершенно бесполезны в развитии истории. Стремление машины идентифицировать себя как личность, которое по идее является ключевым звеном в развитии событий, рисуется широкими мазками, создавая немало забавных, но, по существу, бессмысленных моментов.

Точно так же выглядят и персонажи – в чём-то интересные, но всё-таки картонные фигуры, которые нужны лишь потому, что нужны, но не более того. Хорошие актёры здесь играют пустые места, и лишь компашка Die Antwoord добавляет действию экзотики, но они тут, по сути, играют самих себя.

И лишь на финальных аккордах внезапно закрадывается мысль, что Бломкамп на самом-то деле хотел снять безбашенный трэш, но переборщил с серьёзностью и социальщиной, и вместо забойного guilty pleasure на выходе получился едва ли не самый неудачный клип за всю карьеру Die Antwoord.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here