Смертельно красивые
Желание оставаться молодым и привлекательным как можно дольше всегда было одним из самых заветных для человека. Конечно же, этот вопрос имел наибольшую актуальность для звёзд экрана, особенно гламурных представительниц голливудского бомонда. В начале девяностых на эту тему решил остроумно высказаться ученик Стивена Спилберга, Роберт Земекис («Кто подставил Кролика Роджера», «Назад в будущее») в сатирической комедии «Смерть ей к лицу».
70-е годы ХХ века. Бродвейская актриса и певица Мэделин Эштон (Мерил Стрип) теряет былую популярность, но её женские чары всё ещё велики. Она отбивает жениха, пластического хирурга Эрнеста Мэнвилла (Брюс Уиллис) у подруги, тихони Хелен Шарп (Голди Хоун), чем толкает несчастную на путь ожирения и глубокой депрессии. Годы спустя Мэделин получает приглашение на вечер, организованный Хелен, – и, о, чудо! – бывшая подруга не только постройнела, но и сильно помолодела. Дело в загадочном эликсире от не менее загадочной Лизель фон Румен (Изабелла Росселлини): снадобье в буквальном смысле дарует вечную молодость. Единственное условие – беречь тело от серьёзных повреждений.
Снимать сатиру на Голливуд в самом Голливуде всегда было делом рискованным, но рассказать об обратной стороне гонки за красотой лучше всего мог человек, знавший «кухню» Фабрики грёз изнутри. Таким стал талантливый постановщик Роберт Земекис, изящно реализовавший колкий и остроумный сценарий Мартина Донована и Дэйвида Кеппа. Конечно, под маской чёрной сатиры скрывается не только портрет стареющих актрис, готовых ради сохранения молодости пойти на сделку с Дьяволом. Авторов фильма интересует рассказ о голливудских нравах и вечном соперничестве звёзд экрана, когда для достижения цели знаменитости идут на любые подлости, уловки и коварства.
Не последнюю роль в «звёздных войнах» играло чувство зависти – в борьбе между Мэделин и Хелен можно увидеть аллюзию на противостояние таких легенд экрана, как Джоан Кроуфорд и Бэтт Дэвис, вражда между которыми длилась годами и достигла своего пика в фильме «Что случилось с бэби Джейн». Досталось от создателей и вполне конкретным голливудским звёздам, уходившим в тень на пике карьеры, чтобы их запомнили цветущими и красивыми. Когда Лизель фон Румен рассказывает Мэделин о последствиях употребления эликсира, она говорит: «Какое-то время вы можете блистать, но затем вам стоит исчезнуть со сцены», ведь, как сказала одна из её безымянных покупательниц: «Я просто хочу побыть одна». Это – элегантный намёк на Грету Гарбо, именно эта фраза была произнесена актрисой после того, как она отказалась продлевать контракт с Metro Goldwyn Mayer и ушла из кино.
В «Смерть ей к лицу» Земекис заполучил таких звёзд, как Мерил Стрип и Голди Хоун, чья манера игры как нельзя лучше подошла общей стилистике картины. Обе актрисы, находясь в «бальзаковском возрасте», смело и самоотверженно вживаются в образы – тема увядания и потери внешнего лоска весьма болезненна не только для представительниц их профессии, но и для женщин в возрасте вообще. Стрип, правда, позже признавалась, что роль Хелен Шарп ей по духу подходила больше, чем «попрыгунья-стрекоза» Мэделин.
Но особенно непривычно видеть в роли опустившегося подкаблучника «крепкого орешка» Брюса Уиллиса, который нисколько не потерялся на фоне роскошного дуэта Стрип/Хоун и даже в роли побитого жизнью неудачника смотрится органично. Крутой коп с пистолетом превратился в помятого лузера в роговых очках и мешковатом свитере, но актёр с очевидным удовольствием пробует себя в этом образе, в котором авторы картины пытаются нарисовать портрет типичного супруга, находящегося в тени своей звёздной и успешной второй половины.
Земекис ни на минуту не забывает, что действие происходит в Голливуде. Здесь принято давать людям зрелище, оно столь же важно, как актёрские перформансы и сценарные нюансы. Декорации фильма – это гиперболизированный в своей гламурной роскоши мир Лос-Анджелеса, которому декораторы придают сказочный оттенок. Изысканные, королевские интерьеры с огромными лестницами, бассейнами и почти готическими особняками, над которыми гремит гром и льются стены дождя, напоминают о классических фильмах ужасов. Так, внимательный зритель заметит, что сцена, в которой Хелен и Эрнест обсуждают предполагаемое убийство Мэделин, камера показывает штамп «дело закрыто», а рядом мозг в банке с надписью «аномальный» открыто намекает на главный источник вдохновения – «Франкенштейна» Джеймса Уэйла.
Без помощи дорогих визуальных эффектов авторы тоже не обошлись, поскольку не все изменения, происходящие с телами Мэделин и Хелен можно было изобразить при помощи грима и механики. Их созданием занялась ведущая на тот момент студия Джорджа Лукаса Industrial Light and Magic, старания которой производят сильное впечатление даже в наше время, а в год выхода они были удостоены премий «Оскар» и BAFTA.
Все эти комические игры с деформациями и модификациями тел, пародирующими тягу звёзд к пластической хирургии в доботоксную эпоху, конечно же, служили не только на потеху публике, желающей развлечься. С их помощью чёрная сатира приобретает необходимый привкус гротеска и доходит до комической абсурдности, которую режиссёр намеренно вводит для нарочитой анекдотичности происходящего, дабы смягчить не такую уж весёлую, если как следует поразмыслить, историю. Ведь если зритель не только похихикает над финальными кадрами, но и призадумается над происходящим, то дар вечной молодости на самом деле может показаться настоящим проклятием.
Вердикт: Роскошная, зрелищная и остроумная пародия на голливудские нравы и охоту за «молодильными яблоками», как по нотам разыгранная великолепным актёрским ансамблем.
10 |
9 |
9 |