Ищу тебя
«Контакт» – фильм, полный благих намерений. Красочно и трогательно рассказав историю Америки в «Форресте Гампе», Роберт Земекис берётся за вечный вопрос – «одни ли мы во Вселенной?» – параллельно исследуя непрекращающийся конфликт между наукой и религией. Это более чем благодатная почва для серьёзной и дающей пищу для размышления философской истории. В основе фильма лежит одноимённый роман астрофизика Карла Сагана, в котором науки гораздо больше, чем фантастики, а экранизирует его группа кинематографистов, работающая на пике своих возможностей. Но, как это часто бывает с благими намерениями, они приводят мало к чему хорошему.
«Контакт» рассказывает об Элли Эрроуэй (Джоди Фостер) – талантливом астрофизике, посвятившей свою жизнь поиску внеземного разума. Её любовь к коммуникациям и поиску собеседников в эфире зародилась в детстве, когда она вместе с отцом (Дэйвид Морз) увлекалась радиоэлектроникой. Спустя пару десятилетий её хобби превращается в профессию, а собеседника ей удаётся найти на расстоянии 26 световых лет. Проанализировав сигнал из космоса, она понимает, что это не только приглашение от инопланетной цивилизации, но и инструкция по созданию космического корабля, который позволит отправиться в космическую одиссею. Но восторг и оптимизм главной героини быстро сменяется скепсисом представителей правительства и религиозных организаций, которые не уверены, что инопланетяне настроены положительно или разделяют христианские ценности.
И если завязка у «Контакта» более чем многообещающая, то реализация его центральных тем и конфликтов откровенно разочаровывает. Конфликт между наукой и религией – тема сложная, интересная и всегда актуальная. Если показать обе стороны с одинаковым уважением и вниманием, их экранное столкновение будет и познавательным, и захватывающим. Но Земекис и его сценаристы Джеймс Харт и Майкл Голденберг по умолчанию принимают сторону учёных, которых рисуют исключительно рациональными и уравновешенными профессионалами (у них даже есть слепой инженер в исполнении Уильяма Фихтнера, который работает со всеми на равных, вот какие они прогрессивные).
В то же время представители организованной религии (во главе с моментально вызывающим раздражение Робом Лоу) в фильме выглядят упрямыми и чопорными консерваторами, которым при выборе представителя человеческой расы плевать на его квалификации и способности, лишь бы он верил в Бога. При этом весьма интересно, что в мире фильма религия по определению сводится к христианству. О вере в Аллаха или Будду здесь никто не беспокоится. И ещё в рядах верующих находится даже фанатик-террорист в исполнении Джейка Бьюси, который окончательно демонстрирует, кому принадлежат симпатии авторов. Единственный сколь-нибудь симпатичный образ религиозного человека в «Контакте» – это философ Палмер Джосс (Мэттью МакКонахи), который старается найти общий язык между конфликтующими сторонами. Но и на его религиозность авторы закрывают глаза там, где это им выгодно, поэтому прелюбодействовать с Эрроуэй вне брака он не чурается.
В отличие от предыдущих работ Земекиса, «Контакт» удручает своей серьёзностью. Фильм переполнен чувством собственной важности (включая появления Билла Клинтона, которые реализованы с помощью заметно устаревших спецэффектов), из-за чего вкрапления традиционной фантастики выглядят смехотворно. Особенно отличился эксцентричный миллиардер С. Р. Хэдден (Джон Хёрт), которого уместнее было бы назвать «Доктор Добро»: он лысый, он затворник, он может тайком летать в космос и разбрасываться астрономическими суммами, строя космические корабли. То есть это не совсем Илон Маск.
Но самое большое разочарование кроется в конце этого неоправданно растянутого (149 минут) фильма, когда Элли всё же отправляется в путешествие и встречает инопланетянина, который… не показывает своё истинное обличие и ограничивается таинственной фразой «Это только начало». Определённо, это стоило потраченных лет, денег и потерянных человеческих жизней.
Примечательно, что Роберт Земекис и Стивен Спилберг, его друг и наставник, после получения долгожданных «Оскаров», брали долгие творческие перерывы и свои следующие престижные драмы выпустили в 1997 году. У Спилберга это был «Амистад», и в нём ключевую роль также сыграл Мэттью МакКонахи. И увы, как и в случае с «Амистадом», у Земекиса потенциальный шедевр на важную и актуальную тему превратился в грубую и банальную слёзовыжималку.
Вердикт: Роберт Земекис берёт ношу не по себе и падает при ходьбе в этом грубом и примитивном размышлении на вечные темы.
7 |
4 |
4 |