Меня зовут Уип, и я алкоголик
Воистину нет худа без добра. С одной стороны, череда неудачных (в творческом плане, в финансовом или в обоих, как в случае с «Тайной красной планеты») экспериментов на поприще motion capture поставила крест на попытках Роберта Земекиса довести до совершенства технологии превращения людей в ходячих компьютерных манекенов. Но в то же время у него наконец появился стимул вновь снимать кино с живыми актёрами, и все от этого только выиграли. Хотя «Экипаж» – первый игровой фильм режиссёра за 12 лет – не лишён недостатков, он получился эффектным и по-хорошему скромным напоминанием, что Земекис умеет не только продвигать новые технологии, но и рассказывать интересные истории о сложных людях.
«Экипаж» повествует о Уильяме «Уипе» Уитакере (Дензел Вашингтон) – пилоте гражданских авиалиний с многолетним опытом, брошенной семьёй и алкогольной зависимостью. Последняя, несмотря на свои титанические масштабы, не мешает ему успешно выполнять рабочие обязанности. Судьбоносным утром, с которого начинается картина, он отправляется в очередной рейс после бессонной ночи в компании со стюардессой и гостиничным мини-баром. Но вскоре после взлёта по погодным и техническим причинам самолёт начинает пикировать.
Не имея иного выбора, Уитакер идёт на отчаянный ход и переворачивает самолёт, чтобы выровнять траекторию его движения, а затем выполняет аварийную посадку. И хотя катастрофы удаётся избежать, инцидент не обходится без жертв: погибают четыре пассажира и два члена экипажа. Начинается расследование, которое может обернуться для Уитакера тюремным сроком. Но вместе с юридическими проблемами пилоту приходиться бороться и с собственным пристрастием, которое начинает выходить из-под контроля.
С самого начала «Экипаж» интригует своей моральной неоднозначностью. Если отбросить то, что Уипа играет Дензел Вашингтон, один из самых харизматичных актёров современности, он едва ли симпатичный герой. Это безответственный эгоист, который халатным отношением к работе ставит под угрозу десятки человеческих жизней. С другой стороны, несмотря на своё беспробудное пьянство, он не теряет самообладания и в ответственный момент демонстрирует потрясающую выдержку и стопроцентный профессионализм. Невольно возникает вопрос: его нетрезвое состояние поспособствовало аварии, или же оно придало ему смелости, чтобы найти выход из безнадёжной ситуации?
Почти на всём протяжении фильма сценарий Джона Гэйтинса («Живая сталь») не даёт однозначных ответов и не рисует события в чёрном или белом цвете, а Роберт Земекис с традиционным для себя мастерством реализует как триллерные моменты (падение самолёта оставляет позади аналогичную сцену из «Изгоя», а то, сколько напряжения возникает из статичного кадра с бутылкой водки – потрясающе), так и менее остросюжетные сцены (визит Уипа к своей семье напоминает автокатастрофу – смотреть больно, но и отвернуться невозможно).
Но безусловно, главная причина смотреть «Экипаж» – это Дензел Вашингтон. Даже зритель, знакомый с его фильмографией, здесь найдёт чему удивиться. Уитакер – один из самых сложных и неоднозначных его персонажей, и то, насколько честно и без прикрас актёр его изображает, достойно аплодисментов. На протяжении двух с лишним часов он вызывает богатую гамму эмоций – от недоумения и отвращения до уважения и невольной симпатии – ни на минуту не напоминая, что перед нами звезда мирового масштаба, которой нужно сохранять имидж благородного главного героя. Уип Уитакер далеко не всегда приятен или симпатичен, но интерес к его персоне не спадает никогда. Актёры второго плана также не подводят, и среди них есть такие профессионалы, как Брюс Гринвуд, Келли Райли, Дон Чидл и крадущий каждую свою сцену Джон Гудман, но «Экипаж» целиком принадлежит человеку, чей портрет стал афишей фильма.
Блестящая работа Вашингтона также очень выручает фильм, когда он добирается до своей развязки, которая, к сожалению, не дотягивает до собственной планки качества. В финальных сценах эта взрослая драма, задающая сложные вопросы, превращается в предсказуемую мелодраму, которая даёт простые ответы (алкоголь в любых количествах = плохо, пить в меру невозможно, общество Анонимных алкоголиков – единственно верный путь к спасению). Если бы авторы не побоялись завершить историю на менее морализаторской ноте, «Экипаж» был бы одним из лучших фильмов в карьере Роберта Земекиса и вошёл в пантеон картин об алкоголизме, где составил бы компанию «Потерянному уик-энду» и «Покидая Лас-Вегас». Но, увы, набрать настолько большую высоту даже с таким опытным пилотом фильму не удалось.