Манхэттен. Наши дни. В городской канализации живут братья мутанты-черепашки. Они владеют ниндзюцу и очень любят пиццу. Их приёмный отец Мастер Сплинтер строго-настрого запрещает своим отпрыскам попадаться на глаза людям, ведь от них сложно ждать чего-то хорошего.
Но однажды Леонардо, Донателло, Микеланджело и Рафаэль попадают в переделку, в ходе которой знакомятся с очаровательной девушкой, начинающей журналисткой Эйприл О’Нил.
«Черепашки-ниндзя: Погром мутантов» – перезагрузка знаменитой истории о четырёх мутантах-подростках. Осуществила её Nickelodeon Movies, а режиссёрами проекта выступили Джефф Роу, один из сценаристов культового мультсериала «Гравити Фолз» и постановщик анимационного фильма «Митчеллы против машин», а также Кайлер Спирс, в реноме которого числится мультипликационный сериал «Амфибия».
Лента показала неплохие результаты в прокате – уже анонсированы её сиквел, в котором должен появиться суперзлодей Шреддер, и два сезона сериала «Черепашки-ниндзя: Истории».
История франшизы насчитывает несколько десятилетий. Отправная точка – вышедший в 1984 году графический роман Питера Лэрда и Кевина Истмена Teenage Mutant Ninja Turtles.
Произведение было пародией на комиксы о супергероях. Особую популярность «Черепашки-ниндзя» обрели после выхода в продажу собственных фигурок и релиза мультсериала, выходившего на нескольких американских телеканалах с 87-го по 96-й годы.
Этот многосерийный проект в первую очередь всплывает в сознании при взгляде на «Погром мутантов», так как именно его избрали в качестве одного из главных референсов Роу и Спирс.
Впрочем, компьютерно-анимационная картина – история самостоятельная, хоть и опирающаяся на своих предшественников. В ней остро чувствуется цайтгайст, особенно в сфере социокультурных отношений западного сообщества.
Основной конфликт постановки строится на попытках главных героев встроиться в мир людей (ещё бы, а как тут встроишься, если ты огромная антропоморфная зелёная черепаха в маске?!).
Ещё одна важная тема постановки – взаимоотношения Сплинтера и его сыновей. Нежный заботливый отец противопоставляется агрессивной внешней среде. Но желающий своим чадам только хорошего родитель со временем неосознанно преобразует заботу в гиперопеку, что сказывается на главных героях не лучшим образом.
Тема отцов и детей, а также проблемы иммигрантов, отлично рифмующиеся с судьбой Сплинтера, оказываются под фокусом пристального внимания режиссёров.
«Черепашки-ниндзя: Погром мутантов» – лишённое неоднозначностей размышление на темы инклюзивности и шовинизма: Сплинтер и Черепашки-ниндзя живут под землёй, тогда как люди, словно представители высшей расы, заняли комфортный мегаполис наверху.
А переосмысленный образ подруги Черепашек Эйприл О’Нил, которую озвучила афроамериканская актриса Айо Эдебири (сериал «Чёрное зеркало», «Человек-паук: Паутина вселенных»), полностью исключил из истории объективацию (вспомним недавнюю дилогию с Меган Фокс) и укрепил эмоциональную связь между персонажами.
С другой стороны, новые «Черепашки-ниндзя» – увлекательное приключение с радующей глаз графикой, сочетающей в себе компьютерную и 2D-анимацию, большим количеством бодрых экшен-сцен, реминисценций, обильной порцией юмора и отсылками к поп-культуре.
Отсылок к поп-культуре и правда много. В фильме упоминаются: певица Бейонсе, рэпер Дрейк, музыкальный жанр K-Pop, легенда американского футбола Том Брэди, солист Scooter’а Феррис Бюллер, мультсериал «Эй, Арнольд», анимационная картина «Шрек», телеведущая Венди Уильямс, серия фильмов о Мстителях, манги «Атака титанов» и «Акира», сервис для просмотра коротких видео TikTok, актёр Крис Пайн, гоночный симулятор Forza Horizon, группы Spice Girls и BTS, ритм-энд-блюзовый исполнитель Джон Ледженд и многие другие персоны, постановки, платформы, сервисы и явления.
За исключением оригинального комикса, комедийная составляющая всегда была одной из особенностей медиафраншизы. Не выделяется в этом плане работа Спирса и Роу.
За смех в кадре отвечают главные герои. Особо в этом смысле стоит отметить Сплинтера. Сенсей протагонистов был озвучен Джеки Чаном, а в одной из ярких сцен есть хулиганская аллюзия на творчество знаменитого гонконгского актёра.
Вообще, связь прошлого и настоящего обозначена в фильме весьма недвусмысленно. Черепашки активно пользуются современными модными девайсами и вообще живут жизнью обычных зумеров. А за кадром звучат хитовые композиции прошлого, преимущественно хип-хоповые.
Музыку для проекта написали Трент Резнор и Аттикус Росс («Социальная сеть», «Душа»), участники легендарной индастриал-рок-группы Nine Inch Nails. Для «Погрома мутантов» они сочинили клокочущий электронный саундтрек, навевающий смутные ассоциации не то с «Началом» Кристофера Нолана, не то с рейвовыми вечеринками девяностых-нулевых.
Финальный твист выглядит немного банально и наивно, но отлично иллюстрирует главную идею ленты о том, что каждому из нас найдётся своё место в разношёрстом обществе.
Даже если это общество порой терроризируют ужасные злые личности, только и грезящие о том, как стереть всё непохожее на них с лица земли.
Ведь только сообща мы сможем построить прекрасный мир будущего.