Какая-то в державе датской гниль!

Кинопостановка самой известной в мире трагедии, до сих пор позволяющая нам гордиться тем, что лучший из Гамлетов говорит на русском языке в переводе Бориса Пастернака. Не то чтобы советскому кинематографу требуется доказывать свою культурную состоятельность, но если вдруг потребуется предъявить что-нибудь на суд истории, то в первых рядах пойдёт этот чёрно-белый шедевр про горе от ума, который считается киноклассикой, является киноавангардом и рассказывает о своём времени даже больше, чем о Шекспире.

Министр культуры Екатерина Фурцева долго не позволяла постановку: кому нужен этот ваш безвольный и слабохарактерный датчанин, когда космические корабли бороздят просторы Большого театра? Спас очередной юбилей, которые всегда любили в России, – 400 лет со дня рождения (спасибо, что не смерти) Уильяма Шекспира. Но мадам министр требовала снимать в цвете, чтобы зритель как следует разглядел костюмы и декорации, на которые потрачены народные деньги. «Рамки надо бы побогаче», – как говорили в другом известном фильме.

Режиссёр Григорий Козинцев, который поначалу вообще планировал снимать актёров в современной одежде и, возможно, с сигаретами «Друг», дерзко проигнорировал распоряжение правительства. Благодаря его упорству восторжествовал строгий минимализм, театр светотеней, где всё выкручено до предельного контраста: чернота, из которой слеплена большая часть происходящего, и вклинивающийся между её слоями слепящий белый.

Макет замка Эльсинор строили в Эстонии, подальше от средней полосы, чтобы избежать любого намёка на славянское посконное и домотканое. Тяжёлые грозовые тучи и тревожные волны снимали на Баренцевом море. Дмитрий Шостакович, постоянно сотрудничавший с Козинцевым, написал мрачный музыкальный шторм, вторящий взрывам философских и драматических сверхновых в космосе «Гамлета» и сбивающий с ног всех, кого не успел по какой-то причине добить видеоряд и актёрская игра.

Юная Анастасия Вертинская героически лежала утопленницей в ледяной ноябрьской воде, едва не схватив воспаление лёгких. Относительно начинающий артист Иннокентий Смоктуновский раздражал режиссёра тем, что постоянно уходил куда-то в себя. Зато потом, когда вышел и открыл рот, фильм моментально получил международную известность, хотя многие до сих жалуются, что принц датский получился нервным ленинградским интеллигентом 60-х годов.

Козинцев впоследствии передумал раздражаться на Смоктуновского и писал: «Он поражает меня загадочностью своего творческого процесса – его нельзя объяснить. С ним нельзя работать, как с другими актёрами, его нельзя подчинить логикой, ему надо дать жить».

Жизнь Смоктуновского в «Гамлете» принесла актёру международное признание, пародийную роль в комедии «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова и почётную обязанность сыграть Ленина следующим пунктом в фильмографии. Ленина он честно отстрадал, после чего его оставили в покое и позволили нести свою природную странность высокого регистра туда, где требовались потусторонние глаза, а не строить коммунизм.

А «Гамлет»… Что «Гамлет»? Как все. Умер, похоронили, стал прахом. Стал бессмертным.

По всей видимости, если понятие кинематографического совершенства вообще существует, искать его надо именно среди этих ползущих под Шостаковича длинных теней.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here