Пятилетка

За последние 16 лет Пол Томас Андерсон прошёл путь от амбициозного выскочки до одного из самых интересных и оригинальных кинематографистов современности. Выход каждого его нового фильма становится событием, а самого 42-летнего режиссёра регулярно сравнивают с Мартином Скорсезе и Стэнли Кубриком. А если он и дальше будет выпускать по фильму в пять лет, то не избежать сравнений и с другим мэтром – Терренсом Маликом.

Однако, в отличие от постановщика «Древа жизни», Андерсон выпускает свои картины так редко не по собственному желанию. Сценарий его нового фильма «Мастер» был готов ещё в конце 2009-го года, и ставить его планировалось на студии Universal. Однако руководство студии посчитало историю о человеке по имени Ланкастер Додд, который по окончании Второй мировой войны решил основать собственное духовное учение, слишком рискованной и недостаточно коммерчески интересной, чтобы вложить в неё необходимые 30 миллионов долларов. Несмотря на то, что роль Додда уже согласился играть Филип Симур Хоффман, а на остальные роли претендовали Риз Уизерспун и Джереми Реннер, студия отказалась от проекта, и Андерсону пришлось искать нового спонсора. Увы, мы живём во времена, когда киностудии с большей охотой вложат 200 миллионов долларов в киноверсию «Морского боя», чем гораздо меньшую сумму в более интеллигентный и интеллектуальный проект.

Оказавшись без студийной поддержки, Андерсон взялся за переработку сценария. В качестве источников вдохновения он использовал рассказы своего покойного друга Джейсона Робардса о проблемах с алкоголизмом в молодости, а также биографию скандального создателя «церкви сайентологии»Л. Рона Хаббарда. Месяцы шли, а новые спонсоры не появлялись. Никому не хотелось браться за потенциально скандальный материал, который может испортить отношения с воротилами Голливуда. А среди них есть немало сайентологов, как действующих (Джон Траволта, Том Круз), так и бывших (Пол Хаггис). Ввиду отсутствия средств и постоянных отсрочек начала работы над «Мастером», проект покинули и Реннер с Уизерспун. Казалось, свет в конце этого тоннеля окончательно погас.

Но весной 2011 года на горизонте появилась новая надежда в лице 25-летней Меган Эллисон, основательницы кинокомпании Annapurna. Эллисон – дочь миллиардера Ларри Эллисона, занимающего третью строчку в списке самых богатых людей Америки. Будучи страстной киноманкой, Меган решила пустить имеющиеся средства на помощь кинематографистам, испытывающим трудности с финансированием. Среди прочих, компания Эллисон обеспечила поддержку «Самого пьяного округа в мире», «Ограбления казино» и «Цели номер один». Не остался без внимания и Пол Томас Андерсон, наконец получивший нужные деньги и полную творческую свободу. У «Мастера» открылось второе дыхание.

Начало съёмок назначили на июль 2011-го. К счастью, Филип Симур Хоффман был свободен и с удовольствием взялся за роль титульного персонажа. А вторую главную роль – психически нестабильного моряка Фредди Куэлла, который становится активным участником движения Додда, – неожиданно для всех получил Хоакин Феникс, в течение предыдущего года ставивший публику в тупик своими безумными заявлениями об уходе из кино и начале карьеры рэпера. Впоследствии оказалось, что всё это было долгосрочным розыгрышем в стиле Энди Кауфмана, но шутку поняли единицы. У большинства зрителей и коллег Феникса к актёру пропал всякий интерес и работать с ним никто не торопился. Но для Андерсона Феникс был идеальным исполнителем роли Фредди, и он был уверен, что актёр не подведёт.

Поиски исполнительницы роли Мэри Сью Додд – супруги главного героя – прошли гораздо спокойнее и быстрее. Роль досталась номинантке на «Оскар» и будущей экранной возлюбленной Супермена Эми Адамс. На роль дочери Додда – Элизабет – претендовали такие актрисы как Аманда Зайфрид («Мамма Миа»), Эмма Стоун («Новый Человек-Паук») и Дебора Энн Уолл («Настоящая кровь»), но в итоге Андерсон отдал предпочтение дебютантке Эмбир Чилдерс. Роль сына Додда по имени Вэл исполнил Джесси Племмонс («Огни ночной пятницы», «Во все тяжкие»).

В связи с переносом съёмок Андерсон потерял не только актёров, но и важнейшего члена своей съёмочной группы – оператора-постановщика Роберта Элсвита, снимавшего все его фильмы. Элсвит был занят работой на «Эволюции Борна», поэтому режиссёру пришлось найти ему замену в лице Михая Малаймаре-младшего – оператора из Румынии, прославившегося работой над фильмами Фрэнсиса Форда Копполы («Тетро», «Юность без юности»). Вместе с новым оператором режиссёр выбрал и новый способ съёмки. В отличие от большинства кинематографистов, стремящихся работать в новомодных форматах вроде 3D или с частотой 48 кадров в секунду, Андерсон решил снимать большую часть фильма на плёнку с диагональю 65 мм, что придало кадру особую масштабность в духе классических фильмов Дэвида Лина («Лоуренс Аравийский», «Доктор Живаго»).

Но если в визуальном плане Андерсон оглядывался на классику, то в музыкальном его выбор был куда современнее. Как и на «Нефти», музыку к фильму написал Джонни Гринвуд из группы Radiohead. Правда, в отличие от режиссёров вроде Квентина Тарантино или Софии Копполы, Андерсон и Гринвуд не стремились к анахронизму, и саундтрек вышел весьма консервативным (что не означает, что он был традиционным).

Премьера «Мастера» состоялась на Международном кинофестивале в Венеции в сентябре 2012-го. Как и ожидалось от фильма со столь неоднозначным происхождением, отзывы были смешанными. Кто-то остался в восторге и объявил фильм шедевром, а кто-то был в замешательстве и ушёл на середине сеанса. Однако все зрители сошлись во мнении, что фильм заслуживает внимания. Не меньший интерес вызвало заявление Андерсона о том, что он устроил показ фильма своему другу Тому Крузу. По словам режиссёра, у главного Голливудского сайентолога были некоторые «замечания» к картине, но в целом он отнёсся к «Мастеру» весьма благосклонно. А вот в прокате его ждала незавидная судьба. С момента своей премьеры в сентябре, «Мастер» собрал меньше половины своего 35-миллионного бюджета. Также, несмотря на восторги критиков, фильм получил всего три номинации на «Оскар-2013». Но с другой стороны, «Ночи в стиле буги», «Магнолия» и «Любовь, сбивающая с ног» также не пользовались большой популярностью среди членов Киноакадемии. Так или иначе, «Мастер» относится к той категории фильмов, которые нельзя пропускать. Хотя бы потому, что они выходят всего раз в пять лет.

Рейтинг ожиданий: 9

В прокате с 14 февраля 2013

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here