Потерянное детство
После возвращения с Первой мировой известный английский писатель Алан Александр Милн никак не может снова начать творить. Это приводит к ссорам с женой Дафни и сыном Кристофером Робином. Но в один прекрасный момент к автору приходит вдохновение, и он создаёт главное произведение своей жизни – серию повестей о плюшевом медвежонке по имени Винни-Пух. Но ни слава, ни богатство не приносят Милну счастья, ведь на алтарь успеха приходится принести жертву – отношения с сыном стремительно портятся.
Винни-Пух – один из самых популярных героев не только у детей, но и у взрослых. Придуманный почти сто лет назад персонаж к настоящему времени обзавёлся собственной мифологией, стал объектом скрупулёзных изучений специалистов и героем многочисленных экранизаций. Напротив, интерес к его создателю всегда был ощутимо меньше. Исправить это досадное недоразумение решил Саймон Кёртис – британский телевизионный постановщик, в последние годы плодотворно работающий в полнометражном кино («7 дней и ночей с Мэрилин», «Женщина в золотом»). Его байопик оказался не столько типичной историей взросления и духоподъёмной лентой о семейных ценностях, сколько серьёзной драмой, в которой удачно смешалось грустное и смешное, простое и сложное, умное и весёлое.
Режиссёр проходит по тонкому льду, разделяющему стерильную сентиментальную повесть и по-настоящему глубокое кино. Рассказчик не скатывается в морализаторство, но и не уходит слишком далеко от фактов, расставляя акценты нужным для повествования образом, сглаживая некоторые моменты (проблемы во взаимоотношениях супругов Милн) и обращая внимание на другие (параноидальная тревога писателя и его трудности в творчестве и в общении с сыном).
«Прощай, Кристофер Робин» помещает в центр сюжета конфликт Милна-старшего и Кристофера Робина. В моменты их единения, когда отец и сын играют в «зачарованном лесу», сражаясь с воображаемым Слонопотамом, разыскивая жилище Совы и Тигры, повсюду путешествуя с безмолвным главным героем – Винни-Пухом, фильм превращается в добрую жизнеутверждающую историю о важности семьи. Но стоит оператору Бену Смитхарду («Проклятый Юнайтед», «Я, Анна») сконцентрироваться на маленьком Кристофере и его переживаниях, как лента приобретает минорную тональность, оказываясь чувственной постановкой о несчастном мальчике, который страстно жаждет родительской любви.
Конфликт отца и сына – прямое следствие внутренней трагедии драматурга. Участие в Первой мировой войне сильно повлияло на будущего создателя Винни-Пуха – посттравматическое стрессовое расстройство отразилось не только на самом мужчине, но и на взаимоотношениях писателя с женой, сыном и окружающими. В свою очередь, Дафни тоже была непростым человеком. Доподлинно известно, что женщина вышла за Милна по расчёту. Впрочем, лента старательно избегает этой темы, лишь намекая на сложности Алана с женой.
Зато не скрывает картина нежной любови Кристофера Робина к своей няне. В роли Оливии Ренд-Брокуэлл блистает обаятельная Келли Макдоналд («На игле», сериал «Подпольная империя»). Но, разумеется, всё внимание перетягивают на себя ведущие артисты. Донал Глисон («Анна Каренина», «Сделано в Америке») невероятно хорош в образе потерявшего самого себя опытного художника. Марго Робби мастерски показала холодную, но харизматичную жену главного героя, а маленький дебютант Уилл Тилстон достойно выдержал испытание, сумев достоверно изобразить уставшего от славы отпрыска знаменитого писателя.
Фильм Кёртиса оказывается поучительной повестью о том, что дети должны оставаться детьми, и как важно порой взрослым находить в себе ребёнка. «Прощай, Кристофер Робин» – обстоятельное и красочное жизнеописание Алана Александра Милна и Кристофера Робина, выполненное в неспешном темпе, атмосферное и захватывающее; это талантливый пересказ известных событий, сдобренный щепоткой настоящего волшебства. В конце концов, это неглупое рассуждение об одиночестве, муках творчества и той чудодейственной силе, которая делает из нас настоящих людей.