Не существует человека, полностью довольного судьбой и местом, занимаемым им в обществе. Молодые сердца жаждут славы и быстрого успеха, они всё время ищут тот трамплин, который забросит их в мир грёз, где, казалось бы, всё будет легче и доступнее. Проходит время, и мир меняется, однако одно остаётся неизменным: ничто не даётся просто так, и за всё рано или поздно приходится платить. Доказательством этому можно считать большое количество молодых знаменитостей, которые не выдерживали давления своего статуса и обрывали свою жизнь слишком рано. Об этом и идёт речь в фильме «Долина кукол».
Каждая американка образца 1966 года, которая носила довольно короткие платья и была представителем нового поколения протестующих в разгар сексуальной революции, не могла пройти мимо книжной витрины, на которой красовался свежий роман от Жаклин Сюзанн с разноцветными пилюлями на обложке. Понадобилось чуть меньше одного года, чтобы книга была экранизирована, и в кинотеатры выстроилась та же очередь, что и в книжные магазины. «Долина кукол» Марка Робсона, вышедшая в 1967 году, – не самая удачная адаптация книги, но при этом она определённо заслуживает внимания и является частью культуры второй половины двадцатого века.
В сюжете обоих произведений (и в книге, и в фильме) фигурирует волевая девушка Энн (в российском переводе часто называют Анной), которая уезжает из родного Лоренсвилля в Нью-Йорк в поисках непознанного, но при этом её не интересуют ни слава, ни карьера актрисы. Она устраивается на работу в адвокатское агентство к добродушному профессионалу Генри Беллами (единственному человеку во всём мире, которому Энн сможет всегда доверять), клиенты которого – звёзды Бродвея и Голливуда. Увидев её, он будто пророчески отмечает её красоту, которая наверняка не даст ей задержаться в конторе надолго, но Энн убеждает его в обратном и получает работу. С этого момента её жизнь лихо включается в водоворот индустрии развлечений: тут и театр, и кино, и телевидение, и музыкальный мир. Она обретает новых знакомых, которых считает хорошими друзьями, но со временем те показывают своё истинное лицо, обогащая её жизненный опыт своими поступками. Она же находится в поисках настоящих чувств, но каждый раз убеждается в меркантильности и эгоизме окружающих её людей, готовых ради собственного обогащения переступить не только через неё.
В книге Энн можно смело считать главной героиней хотя бы по двум причинам. Во-первых, её истории отводится большая часть романа. Во-вторых, она прямым образом связывает всех героев событий. Фильм Робсона показывает зрителю совершенно другую Энн. «Экранная» Энн хватается за возможности без особых колебаний, она знает, где остановиться и как поступить. «Книжная» Энн избегает популярности, она просто хочет работать в конторе мистера Беллами, пока не знакомится с человеком, которому посвятит оставшуюся жизнь несмотря ни на что. Обретёт ли она счастье, после того как покинет дом и пойдёт на жертвы ради безответной и неискренней любви? Книга уготовила для Энн совершенно иной финал, нежели тот, что показали в фильме. Нетрудно догадаться, что зрителя принято щадить больше, чем читателя.
Роль Энн исполнила Барбара Паркинс, которая, несмотря на несоответствие внешности с книжным прототипом, стала хорошим выбором на эту роль. Тем не менее, героиня совершенно не раскрыта в фильме, не показаны её отношения с другими персонажами, а также отсутствуют предыстории её знакомства и дружбы с двумя другими героинями – Джен и Нили. Другими словами, героине Энн отведено очень мало экранного времени, и поэтому зрители, которые не знакомы с книгой, могут просто не понять, как персонажи взаимодействуют друг с другом и почему судьба Энн освещается только в начале и конце повествования.
Нили О’Хара – персонаж, который преображается на протяжении всего фильма/книги не хуже Майкла Корлеоне в «Крёстном отце». Её карьера началась с участия в семейном музыкальном коллективе, далеко не выдающемся, но всё же выступающим время от времени в дешёвых заведениях. Нили была соседкой Энн, последняя помогала Нили во всём, в том числе и в карьерном росте, который превратил её в высокооплачиваемую актрису и певицу. Всё, что было у Нили, она получила благодаря Энн, всегда приходившей ей на помощь. Казалось бы, она должна была быть всем ей обязана, однако это не помешало ей не раз предать Энн.
Роль Нили досталась Пэтти Дьюк, которой удалось точно показать метаморфозы персонажа, изобразив её напористой инженю в начале карьеры и нахальной алкоголичкой на пике славы. Странным образом реальная история жизни Пэтти Дьюк перекликается со сложностями её героини из «Долины кукол». В экранизации Нили страдает алкоголизмом, который усугубляет её и без того сложный характер, и это её главный недостаток. На маниакальные и суицидальные наклонности и психологические проблемы Нили в фильме ничего не указывает. Нехватка личностных качеств и черт у Нили компенсируется сценой, отсутствующей в книге: Нили метафорически остаётся одна, после того как пропускает премьеру своего спектакля и кричит от беспомощности, обращаясь то к себе, то к Богу. Создатели фильма всё же решили наказать Нили, хоть и оставили её сюжетную линию открытой.
Последняя, но от этого не менее важная героиня «Долины кукол» – Дженнифер Норт или просто Джен. Дженнифер – актриса, но её единственный талант – это красота, над которой она работает всю жизнь, её красота – способ её существования. Джен знает об этом, поэтому пытается найти себе защитника, того, кто смог бы обеспечивать её всю жизнь. Судьба сыграла с девушкой злую шутку – та влюбилась в красивого, сладкоголосого и, главное, богатого певца и даже вышла за него замуж, однако её ждало разочарование – её избранник неизлечимо болен, и со временем он перестанет быть таким, каким она его знает. Этот важный эпизод книги даёт Джен возможность начать новую жизнь и стать кинозвездой нового формата. Однако история Дженнифер в фильме представляет собой весьма простой и вольный пересказ, который меняет всю линию повествования.
Роль Дженнифер сыграла Шэрон Тейт, одна из красивейших актрис и моделей своего времени. Дженнифер в исполнении Тэйт – наверное, одна из немногих причин, оправдывающих существование «Долины кукол». В 1968 году актриса была номинирована на премию «Золотой глобус» как «самая многообещающая актриса». К сожалению, этому признанию не суждено было сбыться, так как Шэрон успела сняться ещё всего в двух картинах до своей трагической кончины.
Среди других персонажей, для которых в фильме всё же нашлось место (хоть и в ущерб времени для раскрытия главных героев), есть и Элен Лоусон – собирательный образ всех звёзд среднего возраста с отличным голосом, но со сквернейшим характером. Она – то, во что превратится через несколько лет Нили О’Хара, сама об этом не подозревая. Элен – профессионал, у неё есть слава и поклонники, талант и деньги, но она одинока. Добиваясь расположения Энн, когда ей это выгодно, и отрекаясь, когда та перестаёт быть полезной – Элен объясняет причину своего одиночества – безграничное самолюбие. Тем не менее, всего этого в фильме нет. В картине Элен Лоусон сыграла великолепная Сьюзен Хэйуорд, однако она не была первым выбором на эту роль. Изначально Элен Лоусон должна была воплотить на экране Джуди Гарлэнд, которая идеально подходила под данный типаж хотя бы потому, что её кандидатура была одобрена автором романа. Интересно, что Жаклин Сюзанн создала другую героиню, Нили О’Хару, основываясь на реальной истории жизни Джуди Гарлэнд. Было бы интересно понаблюдать за тем, как Джуди Гарлэнд с помощью своей киногероини противостояла бы своей «молодой версии», но этому не суждено было случиться, так как студия не потерпела опозданий и неприемлемого поведения Гарлэнд, за что та была уволена из проекта.
Лайон Берк – главный мужской персонаж в фильме (в экранизации мужчин почти нет, а в книге им отводится важная роль, в конце концов, мир шоу-бизнеса – сугубо мужской мир). Лайон имеет английские корни, он очень симпатичен, и каждая женщина обязательно в него влюбится. Он возвращается с войны и приступает к работе в конторе Генри Беллами, хотя и начинает думать о профессии писателя (в фильме эти мотивы никак не объясняются). Там он замечает Энн, но не позволяет себе отношений с невестой другого мужчины – Аллена Купера, которого бесцеремонно вырезали из экранизации, хотя этот герой довольно интересен и значителен для связи других персонажей. Лайон представляет собой любовный интерес для всех трёх героинь: Энн, Джен и Нили. В то время как Джен не становится на пути у Энн, Нили интересуясь уже женатым человеком, предаёт единственную подругу, не раз спасавшую ей жизнь.
О многогранных персонажах книги можно говорить бесконечно. Они очень реалистичны, и поэтому всегда ищут оправдания своим поступкам и самим себе. Их амбиции и цели идут впереди всего. Когда они добиваются высот, становится очевидным, что у славы и денег есть обратная сторона – отсутствие личного счастья. Судьбы главных героев ломаются как зеркало, а в отражении осколков они уже не видят собственного лица и теряют его. Для того чтобы уйти от реальности, они находят утешение не только в «классическом» алкоголе, но и в популярных среди голливудских небожителей пилюлях или «куколках», которые помогают им держаться в безумном ритме жизни, хотя именно эти наркотические средства способны приблизить смерть.
Название фильма – «Долина кукол» – имеет двойной смысл. С одной стороны, это сам Голливуд со своими обитателями, а с другой – то блаженное место, в которое на миг попадают герои романа после приёма таблеток. Избыточное количество «куколок» приводит к тому, что их путешествие становится бесконечным. Так, Дженнифер Норт не смогла вынести того, что лишится и безупречности своего тела, и своего суженного – это подтолкнуло её на принятие непростого решения – покончить с собой, наглотавшись пилюль. Она уходит из жизни как настоящая актриса (хоть и не считала себя такой), заблаговременно гримируясь и облачаясь в самый красивый свой наряд. Фильм искажает многие события книги, чаще ради экономии экранного времени, поэтому даже этот поступок героини приобрёл совершенно иной оттенок, делая из Дженнифер хрупкого и неуверенного в себе человека.
«Долину кукол» часто причисляют к жанру любовного романа, но в романе почти нет любви, и он не представляет собой женское развлекательное чтиво. С таким же успехом можно считать «Великий Гэтсби» романом о любви, хотя он о дружбе, долге, предательстве и разрушающей беспечности, как и «Долина кукол». Книга Жаклин Сюзанн посвящена трём историям, разворачивающимся на протяжении более двадцати лет. Читатель будто бы проживает все события вместе с героями и видит, как меняется время и как ломаются судьбы.
У книги был огромный потенциал, и её можно было превратить в экранизацию, подобную «Гиганту» 1956 года, где жизнь преподносится во всей своей красе, начиная от надежд в самом начале пути и заканчивая невероятными поворотами в конце. Однако экранизация «Долины кукол» вышла лёгкой версией серьёзного романа и больше похожа на мелодраму о женщине-феминистке, которая сначала убежала от обыденной и бесперспективной жизни в провинциальном городке, но потом, добившись успеха, снова вернулась к истокам, создав парадоксальную дыру в повествовании, совершенно не оправдывающую её поступки. Отсюда и вся несогласованность построения фильма, который сосредоточен на судьбе одного героя, но большую часть времени посвящает другому.
Невысокие оценки фильма и скептическое отношение к нему кинокритиков не оставили его без серьёзных сборов: он окупился восемь раз. Однако можно точно сказать, что фильм был снят на фоне сумасшедшей популярности романа, и его создатели были уверены в успехе независимо от качества конечного продукта. В 2016 году роман отметит свой полувековой юбилей, в связи с этим уже не один год ходят слухи о новой экранизации с Энн Хэтэуэй в главной роли. Если новая адаптация всё же получит «зелёный свет», есть надежда, что она не станет повторять ошибок версии 1967 года.
Несмотря на все недостатки и несоответствия, «Долина кукол» всё же заслуживает внимания хотя бы по четырём причинам. Первая – участие самой Жаклин Сюзанн (автора книги), которая появляется в эпизодической роли репортёра. Вторая – несравненная Шэрон Тейт в роли Дженнифер Норт. Третья – отличное музыкальное сопровождение от Джона Уильямса и песня «Valley of the Dolls», исполненная Дайон Уорвик. И последняя причина – это возможность приоткрыть тайны жизни Голливуда ушедшей эпохи и посмотреть на реалии судеб красивых и талантливых и убедиться в том, что они простые люди с обычными пороками, которые могут купить себе всё, кроме счастья и душевного спокойствия.