9 апреля 85-летний юбилей отпраздновал патриарх французского кинематографа Жан-Поль Бельмондо. Достойный повод вспомнить об одном из самых искромётных фильмов-бенефисов с участием актёра под названием «Чудовище».

В жизни каскадёра Мишеля Гоше (Бельмондо) наступила чёрная полоса. Из-за ярлыка «ходячая катастрофа» Мишелю перестали предлагать роли дублёров в кино, да и взаимоотношения с возлюбленной, каскадёршей Джейн Гарднер (Ракель Уэлч), идеальными никак не назовёшь. Неожиданно во Францию приезжает настоящая звезда боевиков и любимец женской части аудитории Бруно Феррари (Бельмондо), как две капли воды похожий на Мишеля, и Гоше предлагают стать его дублёром сложных трюков в новом фильме. Но как только они оказываются вместе на площадке, съёмки фильма грозят обернуться чудовищной катастрофой для обоих…

Приступая к съёмкам «Чудовища», режиссёр Клод Зиди уже успел снискать славу признанного мастера французской комедии (в его фильмах успели блеснуть Пьер Ришар и Луи де Фюнес). «Чудовище» по своей сути мало чем отличалось от предыдущих картин Зиди, лёгких развлекательных фильмов, рассчитанных на широкую аудиторию. Но для воплощения невероятной истории каскадёра и его копии-кинозвезды Зиди нужен был актёр с особой харизмой, умением смеяться над собой и при этом не смотреться чересчур карикатурно, а ещё способный воплотить на экране собственную противоположность. Такой «палочкой-выручалочкой» для режиссёра выступил Жан-Поль Бельмондо.

Для Бельмондо участие в фильме стало в буквальном смысле сдвигом в карьере, забуксовавшей после не слишком удачных предыдущих фильмов. Криминальные драмы «Частный детектив» и «Труп моего врага» не снискали славы у зрителей. В таких условиях возвращение к излюбленному жанру комедии было понятным решением. Сам Бельмондо любил повторять, что «чередование стилей время от времени приносит пользу». И двойная роль в «Чудовище» как раз предполагала разные подходы игры.

Один из сценаристов фильма, Мишель Одиар, признавался, что писал диалоги специально под Бельмондо, всё время держа в уме его многогранный комедийный талант. Так, первый герой, французский каскадёр Мишель Гоше, – добрый, смелый, обаятельный фантазёр и преданный любовник – это Бельмондо собственной персоной, второй – итальянская суперзвезда Бруно Феррари – капризный хлюпик, шарахающийся от собственной тени и боящийся мало-мальски простых трюков в кино, – это ипостась анти-Бельмондо, как себе её представлял сценарист.

На съёмках Бельмондо приходилось быстро переключаться, чтобы утром играть бесстрашного Мишеля, а днём женоподобного Бруно. В отдельных сценах видно, что актёр намеренно переигрывает, изображая Бруно наигранно косящим «под Валентино» и жеманно строящим глазки своему дублёру, чтобы ещё больше рассмешить зрителя и во всей красе показать избалованную славой кинозвезду.

Сцены, где Мишель и Бруно появляются вместе, приходилось снимать с разных планов, а затем подвергать монтажной склейке. Зиди и Бельмондо хотели, чтобы герои смотрелись максимально естественно в одном кадре, и практически не прибегали к дублёру самого актёра.

Но настоящим испытанием для Бельмондо стали съёмки трюков, которые актёр решил во что бы то ни стало выполнять сам, что повлекло за собой многочисленные вывихи, раны и даже пожёванное ухо после сцены схватки с тигром. Зато актёр смог реализовать детскую мечту – лично постоять на крыле летящего самолёта, даже несмотря на то, что опасный номер отказались страховать.

Любопытным решением создателей было приглашение на главную женскую роль признанного секс-символа 70-х, американскую модель и актрису Ракель Уэлч, прославившуюся фильмами «Фантастическое путешествие» и «Миллион лет до нашей эры» (1966), а также голливудской постановкой «Трёх мушкетёров» (1973). Сама актриса быстро согласилась участвовать во французском «Чудовище», поскольку легко представляла себя в комедийном жанре.

С ролью возлюбленной неудачливого каскадёра Джейн Гарднер она справилась достаточно просто, практически играя саму себя, красивую каскадёршу модельной внешности. Да и в паре с Бельмондо американка смотрелась весьма эффектно, своей грацией оттеняя нарочитую неуклюжесть обаятельного француза. Особенно это заметно в сцене, когда Мишель, переодевшись в костюм обезьяны, буквально вырывает Джейн из-под венца с напыщенным аристократом, и на лиане они продолжают свой полёт под задорную музыку. Чем не Тарзан и Джейн французского кино?

В «Чудовище» можно увидеть в небольших ролях будущих знаменитостей французского кино, Ришара Боренже в роли помощника режиссёра, Жозиан Баласко (девушка из супермаркета). В фильме также отметился Клод Шаброль, который появляется в самом начале в роли режиссёра на съёмках фильма с Джонни Холлидеем и Джейн Биркин (камео актёров). Во второстепенных ролях можно обнаружить друзей Бельмондо – Жюльена Гийомара, Раймона Жерома и признанного мастера эпизода Шарля Жерара.

Как и любая «комедия положений» «Чудовище» изобилует забавными и просто уморительными сценами. Так, во время исполнения не слишком удачного каскадёрского трюка Мишель и Джейн оказываются на больничной койке со множественными травмами, не прекращая при этом словесную перепалку. В сцене в апартаментах Феррари Джейн не сразу понимает, что перед ней не Мишель, а боящийся женщин как огня, Бруно, что приводит к курьёзным моментам. Ну и самая известная сцена фильма, когда Мишелю нужно «под обстрелом пуль» скатиться с крутой лестницы и в конце закурить сигару, и которую по воле случая приходиться переснимать десятки раз, можно назвать одним из лучших комедийных эпизодов в кино.

Хотя фильм прямо-таки перегружен комическими сценами, от такого обилия юмора не устаёшь, а, наоборот, ждёшь очередной искромётной шутки. К тому же картина содержит и серьёзный посыл – кого считать настоящим профессионалом своего дела: умудрённого опытом и всевозможными травмами каскадёра, честно отрабатывающего свой хлеб, или изнеженную суперзвезду, только и способную, что улыбаться и играть на публику?

Фильм Зиди и Бельмондо выдержал испытание временем и по праву считается классикой французской комедии 70-х годов. И пускай «Чудовище» так и останется рядовой картиной в фильмографии Жана-Поля Бельмондо, почерк «профессионала» виден и здесь. Искренняя любовь к своей профессии, попытка раздвинуть границы актёрской игры и творческий подход угадываются в каждом эпизоде и становятся настоящим гимном актёрскому мастерству, блистательно воплощённому знаменитым французом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here