В 1955 году закадычные друзья, художник Жан-Жак Семпе и писатель Рене Госинни, создали персонажа по имени Николя, которому суждено было стать настоящей звездой. Приключения смешного озорного мальчишки в синих шортиках оказались безумно популярными: он был героем комиксов, детских иллюстрированных романов, о нём снимались художественные фильмы и мультсериалы.
Секрет успеха оказался прост: Семпе и Госинни вложили в нарисованного Николя всё лучшее, что было в них самих, и с лёгкостью возвращали читателей в детство. Каждый, кто открывал для себя этот мир, окунался в тёплую ностальгию по прошлому и вспоминал собственные школьные годы, встречи с друзьями, ссоры с родителями и прочие важные моменты.
В полнометражном анимационном фильме Амандина Фредона и Бенжамена Массубра Николя оживает не только для публики, но и для самих авторов, пробивая четвёртую стену. Благодаря этому приему зритель узнает, как судьбы творцов влияют на рождение любимых героев и поймёт, что именно делает персонажей такими живыми.
Рене Госинни и Жан-Жак Семпе известны не только благодаря «Маленькому Николя» – первый придумал всемирно популярных Астерикса и Обеликса, а второй работал в журнале The New Yorker. Их участие в фильме в качестве персонажей оказалось исключительно важным ходом, поскольку судьбы авторов самым тесным образом связаны с этим смешным мальчишкой.
Рене Госинни испытал в жизни немало сложностей: с двух лет он жил в Аргентине, где учился во французской школе, в 1943 году, когда юноше исполнилось 17 лет, умер его отец и Рене пришлось содержать семью, а в 1945 году он вместе с матерью уехал в Нью-Йорк к родственникам.
Жан-Жак описывал себя в детстве как проблемного ребёнка, чьим любимым занятием было «погалдеть, побаловаться и пошутить». Он работал курьером, служил в армии по контракту, а в 1952 году в Париже познакомился с Госинни. Плодом их дружбы стала серия о Николя, причём Жан-Жак говорил, что всё придумывал в основном Рене, а сам он лишь рисовал. Однако всё изменилось в 1977 году, когда Госинни не стало – он скончался от сердечного приступа – и Семпе пришлось работать над образом Николя одному.
Так чем же покорил людей неброско нарисованный Николя и, в частности, этот анимационный фильм? Повторимся, что его главные ингредиенты – исключительная душевность и доброта. Графическая техника фильма предсказуемо выполнена в стилистике авторских комиксов, однако Фредон и Массубр чётко разделяют два мира – Париж второй половины прошлого века и обрамлённые белыми полями листки бумаги, на которых оживают приключения Николя.
На первый взгляд происходящие события кажутся совершенно бесхитростными: вот семейство Николя покупает долгожданный телевизор, вот его впервые знакомят с соседской девочкой, вот он прогуливает школу или едет вместе со всем классом на морское побережье. Но в каждом незначительном поступке этого неунывающего ребёнка мы видим себя и вспоминаем ту лёгкость и беззаботность, которые никогда уже не вернуть.
Эта стойкая атмосфера эпохи ушедшего спокойствия пропитывает собой всё повествование от начала и до конца, когда мы с горечью осознаём, что мир стал совсем другим. Наблюдение за весёлыми детьми, чьей самой большой проблемой оказывается разбитое во время игры стекло или побег от школьных инспекторов, подталкивает нас к заключению, что радость жизни в настоящее время становится чуть ли не искусством.
Воспевая счастье безмятежного бытия, пытливость юного ума, наслаждение солнечным небом, любование старыми киноафишами, уютными кафешками и тихими парижскими улочками, режиссёрский дуэт с самого начала фильма демонстрирует оборотную сторону своего ретро-позитива: эти теплота и искренность выросли прежде всего из боли.
Госинни всегда говорил о себе, что он – это Николя в детстве, благодаря чему мы можем сделать вывод, что мужчина обладал поистине огромным и очень добрым сердцем. Пережив тяжёлое время, пройдя череду горьких потерь, он нисколько не озлобился и, подарив Николя всё то, чем не обладал сам, заставил людей ощущать только хорошее – человек, что находил в творчестве единственное спасение от всех ужасов действительности, не мог поступить иначе.
Его печальный жизненный опыт трансформировался в концентрат света и душевной теплоты, и, если в приключениях Николя мы можем наблюдать отображение исключительно оптимистических взглядов его создателя, то авторы самого фильма хотят, чтобы зритель узнал, что именно за всем этим стоит. С типично европейским изяществом и тонкостью Фредон и Массубр прописывают ряд трогательных и грустных моментов, отчего невзыскательные похождения Николя и компании тут же приобретают объём и глубину.
Известно, что даже смерть Госинни не стала поводом для прекращения публикаций. Семпе сделал всё от себя зависящее, чтобы задорный весёлый малыш не покинул этот мир вместе со своим «отцом», а продолжил радовать ничего не подозревающего читателя вместе со своими очаровательными друзьями и родственниками. Ведь именно счастье и лучезарность, которые несут с собой персонажи, вобравшие всё лучшее, что существовало в их создателях, и заставляющие возвращаться к ним снова и снова – это и есть подлинное бессмертие человеческой души.