Время убивать

«Чёрно-белая» тема – одна из излюбленных в американском кино. В последние годы картины о противостоянии негров и белых стали чуть ли не обязательным элементом оскаровской программы. Фильмы взывают к исторической памяти обеих рас. Одни из них давят на совесть, другие призывают к активным действиям, граничащим с жестокостью и насилием. Сюжет фильма режиссёра Джоэла Шумахера «Время убивать», появившийся ровно между двумя его «Бэтменами», поднимает вопрос не только о расовой сегрегации в США, но и о том, какие законы важнее: законодательство страны или законы человечности и справедливости.

Картина, снятая по мотивам романа Джона Гришэма «Пора убивать», имеет однозначный сюжет и предсказуемую развязку. Тем не менее это, по мнению большинства зрителей, один из лучших фильмов о судебных процессах, вышедший на экраны в прошлом веке. Отправной точкой картин в жанре судебного триллера можно назвать фильм Шумахера «Клиент», вышедший на экраны двумя годами ранее. Главного героя «Клиента» пытаются призвать к ответу за преступление, которого он не совершал. В картине «Время убивать» режиссёр усложняет задачу и тематику. Джоэл Шумахер выбирает своим героем человека, совершившего двойное убийство на глазах у десятков свидетелей и пытающегося доказать свою невиновность по всем пунктам суду присяжных. Казалось бы, ситуация патовая и финал предрешён – преступника, по американским законам, ждёт смертная казнь. Но как быть, если убийца – отец десятилетней чернокожей девочки, зверски изнасилованной двумя молодыми белыми расистами, недавно уже оправданными судом за подобные преступления, за которыми, к тому же, стоит Ку-клукс-клан?

Время убивать

Сценарист Акива Голдсман априори оправдывает самосуд, совершённый Карлом Ли Хейли (Сэмюэл Л. Джексон), не верящим в справедливость американского суда. Не заметить политический подтекст фильма может только ребёнок, для которого проблема расизма не более чем непонятный термин. Картина насквозь пропитана идеей равенства чёрных и белых перед законом. Даже если равенство пошатнулось, в итоге баланс всё равно будет восстановлен: негодяев накажут, а герои будут почивать на лаврах. Возникает оправданный вопрос: для чего режиссёру такой герой, и такой абсурдный, неправдоподобный финал?

Сюжетные перипетии постоянно акцентируют наше внимание на политической ангажированности картины. Начиная с подробного, детального описания зверств, проделанных над девочкой, заканчивая тем, что чернокожего мстителя за честь дочери защищает белый адвокат (Мэттью МакКонахи), и делает он это практически безвозмездно, «по старой дружбе». Адвокат Бриганс упрямо не бросает заведомо проигрышное дело, даже несмотря на угрозы его семье и помощникам. Его защита строится по принципу «мой подзащитный не виновен, а если вы так не считаете, вы – расисты».

В сюжетной линии есть ещё один непонятный и притянутый за уши ход, а если быть точнее, персонаж. Противница смертной казни Эллен Роарк (Сандра Буллок) появляется из ниоткуда и буквально навязывает свою безвозмездную помощь Бригансу. Её роль в судебном процессе минимальна, она больше показывает эмоции, чем приносит пользу в деле. Помимо этого она имеет виды на героя МакКонахи, несмотря на то, что он женат. Роарк даже как будто укоряет женатого Бриганса в том, что он не оказывает ей должного внимания.

Время убивать

Однако, не смотря на противоречивость и наивность сюжета, картина привлекает звёздным актёрским составом. Для МакКонахи роль адвоката Бриганса стала одной из первых серьёзных работ на экране, за что он был отмечен премией канала MTV в номинации «Прорыв года». Сэмюэл Л. Джексон был номинирован на «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана, но остался без награды. Откровенно говоря, работа Джексона не оставляет за собой никаких эмоций. Кульминацией его линии становится совершение убийства, а после он только сидит в зале суда или даёт ценные указания адвокату, сидя в камере. Без номинаций, как ни странно, остался Кевин Спейси, сыгравший роль уверенного в себе и непреклонного прокурора Бакли, готового пойти на любые уловки, чтобы подсудимого казнили.

Казалось бы, у фильма есть все составляющие успеха: приличный режиссёр, один из лучших сценаристов в жанре триллера, талантливые и яркие актёры, но картина оставляет больше вопросов, чем ответов. «Время убивать» призывает к справедливости и честности в независимости от цвета кожи, но справедливость у каждого субъективна и не имеет ничего общего с законом. Такое кино стремится выворачивать душу наизнанку, а не менять мир к лучшему. Если именно это и было основной задачей съёмочной группы, то они справились на «отлично».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here