Потерянный рай

Своя колокольня и чужой монастырь

У кого-то может появиться претензия: зачем, мол, брать столь одиозную фигуру – преступника мирового масштаба с невероятно событийной биографией, чтобы рассказать какую-то мелкую на вид историю, да ещё выдуманную. Но ведь общие черты биографии Пабло Эскобара и так известны всем, а вот посмотреть на него с другой, не внешней, а внутренней и даже локальной точки зрения – интересный и весьма продуктивный ход.

На похороны реального Пабло Эскобара пришли многие тысячи колумбийцев, плакавшие о нём, как об отце родном. Для этих людей он был героем, благодетелем и наставником. А вот, например, американцам, страну которых бизнес Эскобара сделал наркозависимой, легко ли было понять этот «сыновний» плач? Какой-нибудь кокаинист в полусознательном состоянии может и всплакнул, но в целом со стороны Америки и других стран, куда зелье поставлялось дальше, Эскобар – воплощение зла, и смерть его – повод для радости и облегчения.

И вот, глядите, когда мы начинаем смотреть на эти две стороны – плачущую и радующуюся, объективного зла, которое можно было бы запихнуть в новостной сюжет, уже как бы нет. В эту секунду возникает вопрос: почему, собственно, эти похороны состоялись, почему этот самый дерзкий преступник в мире, харизматичный лидер и блестящий стратег, который так уверенно обходил все ловушки, решительно и беспощадно решая все вопросы, вдруг стал уязвим и погиб? Вопрос про человека, а не про успешную в конце концов операцию наркоконтроля и спецслужб.

Именно этот узел интересует автора (сценариста и режиссёра) фильма Андреа Ди Стефано, и поэтому он сворачивает международную историю со многими отягощающими обстоятельствами в очень прицельную психологическую драму. При полном, однако, сохранении определяющих моментов документальных событий последнего года жизни Пабло.

Итак, 1991 год. Мировые СМИ трубят о дерзких террористических актах и войне, которую ведёт колумбийский наркобарон внутри страны и за её пределами. Но в фильме ничего этого нет. Мы видим двух людей, создающих рай. И у каждого из них он свой.

Пока человек с бородой молится в своем доме и собирается вершить какие-то большие дела, на берегу улыбается солнцу совсем другой герой.

Ник – современный молодой человек, один из тех, кто не смотрит новостей и не имеет больших амбиций. Они с братом приехали в Колумбию, чтобы сделать из любимого занятия под названием серфинг небольшой бизнес, построив на вроде бы ничейной «туземной» земле лагерь для таких же клёвых парней вне контекста. Встречаемые ими «аборигены», казалось бы, отвечают им ровно тем же – мирным безразличием без желания подробностей (хотя ребята из Канады, всех англоговорящих приезжих тут именуют «гринго»).

И вот в процессе строительства своего маленького рая Ник знакомится с очаровательной девушкой Марией, которая вешает на стену агитплакат с изображением Пабло Эскобара – её дяди. (Его играет выдающийся актёр Бенисио Дель Торо, чьё мастерство вдвое усиливает и без того небезынтересное происходящее).

Имя дядюшки Марии парня ни сколь не беспокоит (то ли по причине незнания, то ли из-за влюблённости) и, слово за слово, любовь набирает обороты – свадьба на носу. При личном знакомстве с Эскобаром Ник узнаёт от него главное правило, на котором всё держится – абсолютная преданность семье. Это до поры до времени является всем, что для Ника понятно. Мирное дитя пофигистско-серфингистской волны, очень ко всему лоялен и, не смотря на некоторые окружающие странности и дискомфорт межкультурного свойства, он ничем особенно не встревожен. Но скоро разуются глаза, включится телевизор и реальность ударит под дых.

Как уже говорилось, при просмотре рекомендуется держать в голове документальную историю – а именно случай, когда Эскобара обокрали двое его американских партнёров-наркодилеров. Их, членов картеля и фактически членов семьи, он вызвал к себе и лично убил. Точно так же и Ник, готовя бегство для брата, берёт пачку из заначки, а Эскобар, подставляя его и отправляя на смерть ради интересов дела, нарушает столь чтимое им самим святое правило не вредить своей же семье. В этот момент, момент взаимной измены, всё летит в тартарары. Абсолютно все становятся участниками войны, через страх, пролитую кровь и невосполнимые потери узнавая подлинных самих себя. Призрак рая, который бандит пытался создать в образе национального Робин Гуда, улетучивается, зло проступает с бескомпромиссной очевидностью. Действительно, разве может Сатана создать рай? И возможен ли маленький частный рай, пока существует дьявольская война?

Вердикт: Даже при наличии киноляпов (например, герой, не знающий местного наречия, половину фильма весьма свободно себя чувствует один на один со средой), фильм является гораздо большим, чем первая заявка известного актёра и сценариста на режиссуру. По уровню стремится к таким шедеврам, как «Крёстный отец». Действие динамично, напряжение достаточного накала практически до самого финала. Бенисио Дель Торо в такой точной для него роли тоже, несомненно, аргумент в пользу просмотра. А кто Мильтона не читал – может и стоит это сделать, в честь фильма.

7

7

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here