Дорога на Арлингтон
– Может, я и не смогу помочь тебе попасть в рай, но в Арлингтон тебя доставлю…
В декабре 1973 года на экраны американских кинотеатров вышел «Последний наряд» – экранизация романа писателя Дэррила Пониксена, поставленная режиссёром Хэлом Эшби. Фильм моментально стал классикой жанров роуд-муви и бадди-муви, получил три номинации на «Оскар», две – на «Золотой глобус» и выиграл две премии BAFTA. Джек Николсон стал обладателем приза за лучшую мужскую роль на Канском кинофестивале и очень переживал, что проиграл борьбу за статуэтку американской киноакадемии Джеку Леммону (помимо них на «Оскар» в тот год также претендовали Аль Пачино, Роберт Редфорд и Марлон Брандо – были времена, однако).
Николсону достался центральный образ офицера ВМФ США Билли Бадаски, которому вместе с темнокожим напарником Ричардом Малхоллом (Отис Янг) поручают доставить в Портсмутскую тюрьму молодого матроса Ларри Медоуса (Рэнди Куэйд), виновного в мелкой краже. По пути «старшие товарищи» выясняют, что их подопечный и жизни-то толком повидать не успел – не пробовал спиртного, не был с женщиной… И тогда офицеры решают устроить Ларри прощальный загул.
Спустя ни много ни мало 35 лет Пониксен вернулся к полюбившимся героям и написал продолжение – роман «Последний взмах флага». Идеей экранизации сиквела сразу заинтересовался режиссёр Ричард Линклейтер. Поначалу он собирался вновь объединить на экране Джека Николсона и Рэнди Куйэда, а вместо покойного Янга пригласить на роль Моргана Фримана. Со временем, однако, Николсон завершил карьеру, а Куэйд угодил за решётку, после чего стало ясно, что каст «Последнего взмаха» будет полностью обновлённым. В конечном итоге Линклейтер решил снимать ленту как неофициальный сиквел, изменив не только актёрский состав, но и имена героев.
Действие «Последнего взмаха флага» разворачивается в 2003 году. Ларри «Док» Шеперд (Стив Карелл) находит старых друзей – Сэла (Брайан Крэнстон) и Ричарда Мюллера (Лоренс Фишберн), чтобы попросить их о помощи: на днях он получил сообщение, что его сын погиб на войне в Ираке. Вскоре его тело доставят на родину и с почестями похоронят на Арлингтонском кладбище. Друзьям предстоит проводить молодого человека в последний путь, разузнать подробности его гибели, а заодно переосмыслить то, что касается их прошлого, настоящего, отношения к жизни и окружающему миру.
Секрет успеха почти любого «дорожного» фильма заключается в двух аспектах: харизматичных главных героях и «цепляющих» диалогах. В «Последнем взмахе флага» недостатка ни в том, ни в другом нет, хотя к обеим составляющим местами можно придраться. Безусловно, трио центральных актёров – главное украшение ленты. Карелл в очередной раз доказывает, что является не только комиком, но и замечательным драматическим актёром. Фишберну в последние годы чаще достаются второстепенные роли, так что образ отставного офицера, ставшего священником, даёт ему редкую возможность наконец развернуться в полную силу.
Ну а Крэнстон в роли весельчака, циника и выпивохи выдаёт «концерт» похлеще всех остальных участников действа вместе взятых – ему ведь достался фактически тот же образ, что 40 лет назад исполнил Николсон (до сих пор считающий работу в «Последнем наряде» сильнейшей в своей карьере). И Крэнстон изо всех сил пытается соответствовать великому предшественнику, порой даже чересчур в этом усердствуя.
Несмотря на то, что поводом для встречи старых друзей послужило крайне печальное событие, в дороге находится и место для веселья. И хотя сами герои больше всего «угорают» в моменты, когда вспоминают о сексуальных похождениях бурной юности, куда забавнее со стороны смотрится эпизод, в котором троица покупает первые в их жизни мобильные телефоны.
Очевидно, одной из важнейших проблем, волновавших авторов ленты, было участие американских солдат в военных действиях на территории других стран. Для самих героев таким конфликтом стала война во Вьетнаме, Ларри Шеперд-младший погиб в ходе иракской кампании, а по ходу действия персонажи ещё и встречают ветерана «Бури в пустыне» – едва ли не у каждого поколения американских мужчин оказывается своя «чужая война». За какие идеалы молодые люди сражаются вдали от родных земель? Ради чего убивают и умирают? И легче ли становится родителям от увещеваний, что их сын погиб как герой, защищая честь флага и мундира?
Высказываемые героями мысли не теряют актуальности и по сей день (и, увы, едва ли потеряют в обозримом будущем). Изменился только контекст: видеозаписи с поимкой Саддама Хусейна, которые герои видят в новостях, сегодня кажутся приветом из далёкого прошлого, будто Линклейтер запоздал с премьерой на полтора десятка лет.
Впрочем, то, что фильм местами кажется не вполне современным, не слишком портит впечатление. Сложнее справиться с искусственной затянутостью сюжета: Линклейтер будто не хочет расставаться с героями, придумывая всё новые и новые испытания. То троица опоздает на поезд, то Мюллер угодит в полицию из-за неудачной шутки Сэла. Так прибытие в конечный пункт постоянно затягивается, а хронометраж раздувается до двух часов.
Не хватает картине и яркого финального штриха. Разумеется, в роуд-муви само путешествие зачастую важнее пункта назначения. Это тот случай, когда процесс интереснее, чем результат. Тем не менее, в такой серьёзной драматической истории со столь разными харизматичными героями убедительнее смотрелась бы более сильная и глубокая развязка, нежели тривиальное упражнение в эпистолярном жанре. Да ещё и поданное с явным ура-патриотическим уклоном в противовес господствовавшей почти весь фильм антивоенной риторике – будто последнюю десятиминутку вместо Линклейтера доверили снимать кому-то вроде Клинта Иствуда.