Наблюдая за гением
Нельзя не порадоваться тому, что кино, помимо развлечения, носит и познавательный характер. Особенно это относится к биографическим драмам о личностях, о существовании которых многие зрители даже не знали. Очередной режиссёрский проект актёра Стэнли Туччи именно такой. В центре сюжета – рассказ о скульпторе и графике Альберто Джакометти, чьё имя совсем не было на слуху у тех, кто не знаком с миром искусства.
Париж начала 60-х гг. ХХ века. Чудаковатый художник Альберто Джакометти (Джеффри Раш) знакомится с американским журналистом и писателем Джеймсом Лордом (Арми Хаммер). Джакометти предлагает мужчине написать его портрет, и тот соглашается, полагая, что придётся позировать всего пару часов на протяжении двух-трёх дней. Вот только процесс растягивается на недели трудного и унылого времяпрепровождения, в течение которого Лорд много раз меняет авиабилеты и откладывает отъезд. И итогом этих мучений оказывается незаконченная картина…
Просмотр «Последнего портрета» сравним с позированием безумному художнику – хотя фильм идёт чуть меньше полутора часов, иногда кажется, что он не кончится никогда. Стэнли Туччи, похоже, не интересовало ничего, кроме воссоздания ощущения «гения за работой» – почти 90% фильма составляет позирование Лорда, в то время как Джакометти ползает туда-сюда по мастерской и что-то бормочет за мольбертом.
Из всех персонажей более-менее продемонстрировать игру удалось только Джеффри Рашу, который не только невероятно похож на художника, но и даже в таком скованном сценарными рамками образе показал всё сумасбродство одержимого творчеством интроверта. А вот к остальным актёрам Туччи не проявил интереса, лениво описав героев шаблонными штрихами. Актёрам – а в фильме несколько ярких персонажей и связанных с ними линий: Сильви Тестю и Клеманс Поэзи, сыгравшие жену Джакометти и любовницу соответственно, а также брат Джакометти Диего в исполнении Тони Шелуба – удалось отыграть лишь одну-две эмоции.
Но если дамам выпала возможность хоть что-то выжать из ролей, то фактурному Хаммеру играть было попросту нечего. Ярко блеснувший в «Зови меня своим именем» актёр, как и в большинстве предыдущих своих проектов, тут снова лишь красивая (и очень терпеливая) мебель на фоне измазюканной студии – кроме сонного позирования и разгуливания по кадру «руки-в-брюки» ему не прописали более важных реплик или сцен.
Не прибавляет зрелищности этой водянистой и довольно пустой ленте спорная ручная камера, которая хоть и выдерживает эстетскую цветовую гамму и композицию, но сразу всё рушит дискомфортной дёрганностью и прочими некрасивыми движениями. Забавно, но именно лицо Хаммера полностью отображает ощущение от просмотра «Последнего портрета»: сначала есть подобие интереса, но чем дальше – тем сложнее скрыть усталость и даже раздражение.