В погоне за рейтингами теряющего популярность шоу его одиозный ведущий (Давид Дастмалчян) в канун Хэллоуина 1977 года приглашает парапсихолога Джун Росс Митчел (Лора Гордон) и её подопечную Лили (Ингрид Торелли), которая, как утверждает доктор, одержима демонической сущностью.

Некоторые в студии, включая известного разоблачителя экстрасенсов и прочих шарлатанов, относятся к этому с должным скепсисом. Однако события принимают неожиданный поворот, и зрители становятся свидетелями поистине жуткого действа.

«Полночь с дьяволом» метит в звание главного хоррор-хита года. Иронично, ведь, как и флагманский ужастик 2023-го – изобретательный «Два, три, демон, приди!», – это произведение – также режиссёрский дебют двух молодых австралийцев: Камерона и Колина Кернсов. Но если тот фильм был снят в соответствии с модными веяниями в визуальном и смысловом отношениях, то новинка, напротив, апеллирует к ретро-стилистике американского телевидения 1970-х.

Социокультурный пласт американских семидесятых не менее интересен, чем у американских 80-х, к которым (в особенности после колоссального успеха «Оно» и «Очень странных дел») частенько обращаются современные кинематографисты. Америка тех лет была охвачена потрясениями: стагфляция, энергетический кризис, крах автомобильной промышленности, провальная «вьетнамизация», Уотергейт, отставка Никсона и потешные администрации Форда и Картера, над которыми в открытую смеялись все. Наконец, в те годы достигла своего пика сексуальная революция, а также кратно увеличился оборот наркотиков, что послужило благодатной почвой для массовой истерии о сатанинских ритуалах и тайных оккультных обществах. Всё это так или иначе нашло отражение в ленте братьев Кернс.

Наиболее аутентично «Полночь с дьяволом» будет смотреться на экране небольшого старого телевизора. Ракурсы и движения камер, зумы, формат изображения, его шероховатость и шумность – всё в точности скопировано с вечерних ток-шоу того времени. Это превосходный оммаж, способный с лёгкостью погрузить зрителя в происходящее. Шарма фильму придаёт и стилистика мокьюментари, и чёрно-белые вставки, показывающие, что происходит на площадке во время рекламных пауз. Эта картина уже только из-за своего визуального ряда была обречена стать сверхпопулярной. Особенно хороши хоррор-сцены с применением практических эффектов – по нынешним меркам нелепых, но отдающих дань уважения культовым «Мухе» Кроненберга или «Нечто» Карпентера.

Ещё одна причина, по которой «Полночь с дьяволом» заслуживает внимания, это Давид Дастмалчян, крайне талантливый актёр армяно-иранского происхождения, который до этого светился лишь во второстепенных и эпизодических ролях в «Отряде самоубийц» Ганна, «Оппенгеймере» Нолана и «Дюне» Вильнёва. Здесь он сыграл ведущего шоу Джека Дэлроя, который не может смириться с двумя утратами – жены и прежних рейтингов передачи. Его персонаж готов пойти на всё, чтобы вернуть былую популярность и обогнать по просмотрам прямого конкурента. Дастмалчяну удалось превосходно воплотить на экране двойственную натуру этого человека, одновременно скорбящего и жаждущего славы.

Кампанию Дэлрою на площадке составляет бывший фокусник, переметнувшийся в стан скептиков, Кармайкл Хейг (Иэн Блисс), пообещавший любому, кто представит неопровержимые доказательства существования паранормального, чек с пятью нулями. Он рационален до предела и надменен даже в своей снисходительности. Но одержимая демоном Лили даже для него становится загадкой. Девочка под властью сущности – расхожий троп в жанре ужасов, но беря во внимание, что действие фильма разворачивается в семидесятых, то со всей уверенностью можно сказать, что образ Лили отсылает именно к Риган из «Изгоняющего дьявола».

Но при всех сильных сторонах дебюта братьев Кернс, «Полночь с дьяволом» тяжело назвать пугающим фильмом: он может шокировать, но едва ли способен вызвать чувство страха. Воспринимается он, скорее, как несерьёзное, пародийное произведение. Впрочем, с другой стороны, громкие скримеры или реалистичные сцены насилия разрушили бы особую магию здешней картинки. Несколько выбивается из общей стилистики разве что отдающий сюрреализмом открытый финал, бесцеремонный по отношению к зрительским ожиданиям.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here