1985 год. Лос-Анджелес охвачен паникой в связи с чередой убийств, которые приписывают серийному маньяку по прозвищу Ночной Сталкер. Молодая и амбициозная Максин Минкс (Миа Гот), в прошлом актриса фильмов для взрослых, мечтает покорить Голливуд, и наконец удача улыбается ей. Она получает роль в продолжении слэшера «Пуританка». Продюсеры фильма выступают против кандидатуры Максин, но за неё вступается деспотичная режиссёрша Элизабет Бендер (Элизабет Дебики). Подруги главной героини исчезают одна за другой, а ей самой досаждает частный сыщик Джон Лабат (Кевин Бейкон), нанятый неизвестным, но очень влиятельным заказчиком.
«Максин XXX» – финальная глава крайне необычной хоррор-трилогии Тая Уэста. Сама франшиза имеет довольно любопытное строение. «Х» – ретро-слэшер в духе «Техасской резни бензопилой», в центре сюжета которого была съёмочная группа, арендовавшая ранчо у пожилой пары для съёмок порнографических фильмов. В той ленте Миа Гот сыграла не только Максин, но и старуху по имени Перл, главную антагонистку истории. Следующая часть была посвящена прошлому Перл, а действие разворачивалось в 1918 году. А вот триквел вновь вернулся к персонажу Максин в сеттинге рейгановских 80-х.
Все три фильма стыкуются друг с другом лишь благодаря Мии Гот, но сценарно и жанрово представляют собой автономные произведения. По сути Тай Уэст создал, как это нынче модно, свою киновселенную, составные части которой не образуют цельную композицию, но происходят в одной и той же экранной реальности. Вот и «Максин XXX» совсем не подразумевает обязательного предварительного просмотра предыдущих картин и обходится лишь парой-тройкой флэшбеков и отсылок к ним.
Неспроста события происходят именно в 1985 году. Именно с него принято отсчитывать начало Серебряного века слэшеров. Жанр из прибыльного и приоритетного для крупных голливудских студий перекочевал в разряд «B-movie». А обширный кинотеатральный прокат сменился массовым тиражированием через VHS-кассеты. Эти низкобюджетные, сделанные, что называется, на коленке фильмы не отличались высоким качеством, но могли похвастаться отсутствием цензуры и продюсерского контроля. Понятное дело, что в некотором смысле это обстоятельство роднило хорроры эпохи «direct-to-video» с запрещёнкой.
Эту смену вех в американском хорроре в фильме символизирует союз героинь Мии Гот и Элизабет Дебики. Первая – актриса индустрии фильмов для взрослых, вторая – талантливый режиссёр, которой тесно в рамках жанра и студийных ограничений. Да и к тому же она женщина, что уже резонансно для жанра, который частенько упрекают в мужской оптике. И пусть вымышленная «Пуританка 2» по сюжету снимается в дорогом голливудском павильоне, само желание женщины-режиссёра взять на одну из главных ролей порноактрису отсылает как раз к такому переходу.
«Максин XXX» достаточно бережно переносит на экран американские 80-е. Рейгановская эпоха – не только стремительный рост экономики и сокращение инфляции, но и возросший дефицит бюджета и рекордное урезание многих социальных программ. Это, в свою очередь, послужило благодатной почвой для разрастания криминогенной среды – наркотрафика и проституции. А ещё президентство республиканца запомнилось небывалым всплеском консервативных настроений в обществе. Это, к слову, находило своё отображение и в кино.
Так, «Кошмар на улице вязов», вышедший в 1984 году и ставший абсолютным хитом, исследовал тему сексуальной распущенности у молодого поколения. Культовый слэшер Уэса Крейвена можно трактовать и как хоррор, эксплуатирующий страх подростков перед моральной паникой, исходящей от взрослых, и как охранительное высказывание о молодежи, ибо смерть героев напрямую связана с их образом жизни. В новинке Тая Уэста основной конфликт также вращается вокруг столкновения поколений.
Хватает в «Максин XXX» и других атрибутов 1985 года. Например, «Кока-кола» здесь носит название «Новая Кола». Это, кстати, крайне важная деталь, ибо смена названия, вкуса и подхода к рекламной компании в не самой здоровой обстановке середины 80-х вызвала в Америке ожесточённые споры. Особенно жаркой реакция была в традиционно консервативных южных штатах. Дошло до того, что бренд обвиняли в «коммунистическом заговоре» и «вторжении в традиционные ценности». Многие критики без доли иронии даже писали о том, что их жизнь и существование всей страны в целом теперь поделено на «до» и «после». И это лишь одна из множества деталей «Максин», подкрепляющая основной конфликт и предвосхищающая сюжетный поворот в финале.
На воссоздание атмосферы 80-х также работает изображение, монтаж и, конечно же, музыкальное сопровождение. Саундтрек изобилует хитами тех лет, а тексты песен нередко перекликаются с тем, что происходит в сцене.
Стилистически лента напоминает своеобразный коктейль из девятого сезона «Американской истории ужасов», «Под Сильвер-Лейк» Дэвида Роберта Митчелла и «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино. С первым её роднит сеттинг, со вторым – некоторые аспекты истории, а с третьим – скрупулезный подход создателей к перенесению на экран целой эпохи, которой они отдают дань уважения.
А вот слэшером или даже шире – хоррором – «Максин XXX» назвать вряд ли получится. В фильме попросту нет пугающих моментов – куда больше комического. Он отлично работает, если знать контекст того времени и выкупать все референсы, разбросанные по хронометражу. В противном случае, когда зритель подходит неподготовленным к просмотру, обнажается не самый сильный драматургически скелет истории. В этом кроется ключевое отличие и главная «ахиллесова пята» триквела в сравнении с «Перл» и «X». Он рассчитан если уж не на искусствоведов и историков, то на заядлых киноманов.
Благо, «Максин XXX» спасает великолепный актёрский ансамбль, где особенно выделяются Миа Гот, вновь явившая триумфальный перформанс, и Джанкарло Эспозито в роли агента героини. Дьявольски прекрасен и здешний Кевин Бейкон в амплуа навязчивого и психопатичного сыщика. Самая запоминающаяся сцена – где они втроём оказываются в одном кадре. На второстепенных ролях также отметились Лили Коллинз и певица Холзи.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что в этот раз у Тая Уэста получилось всё же что-то большее, чем просто пародийный ужастик наподобие «X», но успех «Перл» едва ли удалось превзойти. Пока что лишь вторая часть этой трилогии способна в будущем обрести культовый статус.