Морской бой
Уилл Тёрнер (Орландо Блум) обречён на вечную службу на «Летучем голландце». Когда его повзрослевший сын Генри (Брентон Туэйтс) узнаёт о существовании трезубца Посейдона, с помощью которого можно снять проклятие с отца, молодой человек отправляется к капитану Джеку Воробью (Джонни Депп) – единственному, кто может помочь в поисках ценного артефакта.
Вставший у руля пятой части «Пиратов Карибского моря» норвежский тандем Сандберг-Роннинг («Кон-Тики», сериал «Марко Поло») не стал ничего менять в нехитром, но работающем механизме франшизы. Впрочем, назвать дорогостоящий блокбастер режиссёрским творением – значит покривить против истины. Это сугубо продюсерский проект, отполированный до блеска и сверкающий на солнце, рвущийся в бой изящный галеон. Не так важно, что рангоут судна выполняет лишь декоративные функции, кабестан прикреплён к грот-мачте, а такелажные приспособления отсутствуют как класс. Гораздо важнее, что корабль оснащён по последнему слову техники, быстроходен и практически неуловим. Но оказался ли неуловимым для своих конкурентов по бокс-офису пятый фильм высокобюджетной морской одиссеи?
Сюжет фильма кишит противоречиями и несуразностями (трезубец Посейдона здесь соседствует с мистическими пиратскими проклятиями, Дьявольским треугольником, ведьмами и ожившими мертвецами), с трудом оставаясь на ватерлинии. Форма превалирует над содержанием – блокбастер удерживается на плаву благодаря неспадающему градусу напряжения и искусно поставленным сценам действия. Герои, самым ярким из которых в очередной раз оказывается Джек Воробей, не слишком впечатляют, а осторожная попытка перезагрузить франшизу, введя в историю новых «Элизабет Суон» и «Уилла Тёрнера» претерпевает неудачу. Видно, что молодые актёры Брентон Туэйтс («Малефисента», «Боги Египта») и Кая Скоделарио (сериал «Молокососы», «Бегущий в лабиринте») отчаянно пытаются понравиться зрителю, но это ни в коем случае не новые Орландо Блум и Кира Найтли. Последние, к слову, появляются в короткой, но трогательной сцене.
Удивительно, но за чередой лихих погонь на суше, виртуозных поединков на мечах и ожесточённых морских сражений уже не выглядит оригинальным образ капитана Воробья. Герой Джонни Деппа с каждым новым фильмом франшизы всё больше начинает походить на карикатуру самого себя. Беда в том, что персонаж изначально был задуман карикатурным, на нём держится большая часть юмористических заготовок картины. Многие поступки взбалмошного невезучего пирата просчитываются на два хода вперёд, а лицедейство Деппа к пятому фильму изрядно набило оскомину. Потому и юмор здесь в лучшем случае вызывает лёгкую полуулыбку, но никак не заставляет надрывать животы в грандиозной истерике.
Вместо того, чтобы как-то структурировать ломанную сюжетную линию, создатели вводят ненужную драматическую линию Гектора Барбоссы (Джеффри Раш), выпускают на палубу совершенно неуместных второстепенных героев (неизвестно для чего появляющаяся в фильме ведьма Шанса в исполнении иранской актрисы Голшифте Фарахани) и устраивают странное и необязательное камео Пола Маккартни. Авторы настойчиво пытаются соответствовать уровню первой части, которая была снята Гором Вербински четырнадцать лет назад. И пусть архетипно «Мертвецы не рассказывают сказки» действительно походит на утяжелённую версию «Проклятия Чёрной жемчужины» с размахом приключений двух последующих картин сериала, это ни на йоту не приближает картину к первому – и самому лучшему – фильму эпопеи.