Prada и призраки
Приснопамятная сага «Сумерки» сделала Кристен Стюарт звездой, вот только изрядно подпортила её резюме. Актриса получила «Золотую малину» и к ней надолго приклеился ярлык крайне «деревянной» актрисы. Но однажды французский режиссёр Оливье Ассайас пригласил её на роль второго плана в «Зильс-Марию». Так Стюарт впервые получила громкую и почётную награду – премию «Сезар». Постановщик на этом не остановился и позвал актрису уже на главную роль в свой следующий фильм – мистическую драму с элементами триллера «Персональный покупатель».
Угрюмая американка Морин живёт в Париже и работает «персональным покупателем» у дико занятой супермодели Киры, с которой она почти не видится. Морин получает от неё лишь короткие указания, среди которых есть одно табу: ей категорически запрещено примерять наряды Киры. Вдобавок Морин обладает сверхъестественными способностями: она умеет общаться с духами и пытается выйти на контакт с умершим братом-близнецом Льюисом. Однажды в доме, где жил Льюис, Морин начинает ощущать присутствие чьей-то невидимой сущности, а во время очередной деловой поездки в Лондон получает на сотовый странные сообщения.
На первом показе на «Каннском кинофестивале – 2016» фильм освистали, однако по его итогам Ассайас разделил с Кристианом Мунджиу («Выпускной») приз за лучшую режиссуру. Такому противоречию есть объяснение, поскольку впечатления от «Персонального покупателя» в самом деле неоднозначные. С одной стороны, у него неплохая идея, нескучная реализация, имеются интересная смена тональностей и неожиданные сюжетные повороты. Саму Кристен Стюарт подают довольно неплохо, в том числе и с точки зрения оператора.
С другой стороны, хватает странностей и шероховатостей. Например, намешав кучу сюжетных линий – от проблем девушки, находящейся в поисках себя, до социальной сатиры с откровенно дурновкусным хоррором о привидениях (вставки с дешёвыми цифровыми духами), – Ассайас ни одну из них не доводит до конца, резко переходя от одной сюжетной завязки к другой. Иногда задумываешься, а о чём, собственно, кино. Возможно, этот разнородный мистический этюд изначально задумывался как некий портрет героини, вырисовывающийся из разных точек. На практике же все эти мотивы упорно не складываются в единое целое.
В прессе правильно сказали, что именно от зрительского отношения к Кристен Стюарт и будут зависеть впечатления от «Персонального покупателя». Да, она честно пытается выбраться из болота пустопорожних «Сумерек» и временами старается играть пристойно. Но Стюарт хоть и изображает что-то драматическое, но рисует все эмоции одним и тем же цветом. А из-за того, что именно она – центральный персонаж, вокруг которого и строится действие, очень многое зависело именно от её игровых нюансов.
Иными словами, «Персональный покупатель» – типичный образчик идиомы «красота в глазах смотрящего», и отношение к картине будет определяться исключительно личным отношением каждого к подобному способу рассказа истории и любви/ненависти к Кристен Стюарт.