Ученики начальной школы Хосе Урбины Лопеса, что расположена в мексиканском городке Матаморос, уже который год не могут похвастаться высокими оценками, то и дело выдавая худшие результаты экзаменов по всей стране. Поскольку учителям, сумевшим добиться определённого порога успеваемости, обещается небольшой поощрительный бонус, директор надеется хоть как-то использовать его в целях рабочей стимуляции.
В этот самый момент в школе появляется свободная вакансия и на работу принимают забавного чудака по имени Серхио Хуарес, чья преподавательская методика со стороны кажется весьма странной. Он не требует от детей строгой дисциплины и не считает нужным следовать школьной программе, поскольку сосредоточен лишь на одном – воспитать в ребятах тягу к знаниям и дать им возможность раскрыть собственный потенциал.
Может показаться, что сюжет «Радикального» – обычная мотивационная агитка с девизом «Главное – верить в себя», упакованная в обёртку кино хорошего настроения и приправленная социальным месседжем для остроты и пикантности. На самом деле события, описанные в фильме, имели место в реальной жизни, точнее, в 2011 году, а журналист Джошуа Дэвис даже посвятил им статью под названием «Радикальный способ высвобождения поколения гениев».
Серхио Хуарес не был волшебником из голливудской киносказки, который поначалу терпит поражение, но в финале всегда добивается невероятных результатов. Это самый обычный учитель родом из маленького городка, где наркоторговцы регулярно устраивают перестрелки. Серхио рос недалеко от мусорной свалки и мечтал помочь детям обрести лучшую жизнь посредством их образования, чем занимался в течение пяти лет. Но слепое следование кондовой школьной программе ему быстро наскучило. Серхио понял, что ребята, которых никто даже не пытается заинтересовать учёбой, обречены на беспросветное будущее, что обычно в Матаморосе заканчивается тюрьмой или могилой.
Возможно, так продолжалось бы и дальше, если бы в классе Серхио не появилась 12-летняя Палома Нойола. Она была очень бедна, её отец собирал металлолом на свалке, а одноклассники постоянно дразнили бедняжку. Палома сидела на уроках очень тихо и старалась не выделяться, но одно у неё скрыть не получалось – свой ум. Девочка отлично училась, легко схватывала материал, и Серхио решил поэкспериментировать.
Случайно увидев в интернете ролик, посвящённый работе профессора образовательных технологий Сугата Митры, который сумел добиться от некоторых учеников поразительных результатов, всего лишь предоставив им доступ в Интернет, Серхио решил действовать.
Сценарист и режиссер Кристофер Залла трактует эти события в несколько упрощённом ключе, отчего некоторые аспекты преподавания «экранного» Серхио вызывают ряд вопросов. Суть метода чудаковатого учителя ясна: он хочет добиться от детей энтузиазма к учёбе и заставить их осознать, что интересно лично каждому, отодвинув при этом доминирующую модель государственного образования.
На самом деле стремление предоставить детям возможность обучаться самостоятельно, причём в пределах школы, обрастает массой нюансов, которые нельзя игнорировать. Залла лишь обрисовывает зрителю направление, в котором хочет двигаться его персонаж, а остальное, дескать, додумывайте сами. Может показаться, что метод, описанный на экране, укладывается в одну-единственную фразу – «Вы все на самом деле гении, поэтому учитесь лишь тому, что вам интересно» – и кажется, что план Серхио очень легко осуществить. Но по факту это гораздо более тяжёлая и кропотливая преподавательская работа, нежели та, что описана в фильме.
Вдобавок Залла не слишком углубляется в наиболее сложные аспекты педагогического мастерства Серхио, поскольку хочет высказаться ещё и по социальным вопросам, что получается у него лучше. Ему удалось штрихами обрисовать жестокую реальность, где приходится существовать детям, у которых, по сути, нет детства. Дорога в школу то и дело сопровождается лицезрением окровавленных трупов, ставших обыденностью, в городской шум периодически врывается автоматная очередь, а вместо выполнения домашнего задания нужно либо помогать родителям по работе, либо выполнять роль няньки и сидеть с младшими братьями или сёстрами.
Возможно, режиссёр не слишком пытается углубиться в материал. Но при этом он не витает в облаках и не стремится превратить историю в стандартную сладкую сказку о сбыче мечт. Он знает, что те самые мечты – единственное, чем могут довольствоваться большинство учеников Серхио в реальной жизни, и что порой желания кардинально расходятся с возможностями.
Не предлагая сценарных сюрпризов, кино, тем не менее, выглядит честным, трогательным и воодушевляющим, без неприятных манипулятивных ноток. Во многом этого удалось добиться благодаря мудрому решению агентов по кастингу, что выбрали Эухенио Дербеса на главную роль.
Зритель, уже видевший этого актёра в роли учителя-наставника в «оскароносной» драме «CODA: ребёнок глухих родителей», сразу же поймёт, насколько Дербес здесь отличается от предыдущего персонажа, хотя, по сути, оба героя в чем-то схожи. Его амплуа грустного клоуна идеально легло на образ смешного маленького человечка, который готов унижаться, прикидываться неадекватом, терпеть насмешки коллег и постоянно опасаться увольнения, но при этом обладает добрым сердцем и готов на всё ради своих детей.
Нужно видеть, как загораются и блестят его глаза, когда хотя бы один из учеников Серхио начинает прислушиваться к нему и проявлять неподдельный интерес. Это светлый, добрый, бескорыстный пример преподавателя от бога, который принимает чужие радость и страдание столь же остро, как свои, готов поделиться всем, что знает, с каждым ребёнком – стоит лишь тому задать интересующий вопрос и сделать шаг навстречу.
Реальный Серхио по-прежнему не верит в существующую систему тестов. Он считает, что она ничего не доказывает: «Эти экзамены – своего рода предел для учителей. Они проверяют то, что вы знаете, а не то, что умеете, и меня больше интересует, что могут сделать мои ученики».
К сожалению, пока же его взгляд – лишь исключение из общих правил. Система, в которой работает Серхио, как и многие его коллеги, сопротивляется столь радикальным инновациям и отказывается от любых революционных реформ, соответствующих требованиям нового времени и построения новых личностей. Как и любые перемены, стремления Серхио Хуареса изменить жизнь детей из Матамороса к лучшему и вытащить их из этой мусорной свалки реализуются с большим трудом.
Несмотря на очевидные успехи учеников, руководитель регионального центра развития образования в Матаморосе Франсиско Санчес Саласар отреагировал на ситуацию скептически: «Метод обучения большого значения не имеет. Интеллект применяется при острой необходимости. Люди добиваются успехов безо всяких сторонних ресурсов».
Хотя фильм заканчивается на весьма воодушевляющей ноте и мы видим фото настоящей Паломы в журнале Wired с заголовком «Следующий Стив Джобс», аэрокосмическим инженером она всё-таки не стала. Спустя год после событий, описанных в фильме, её отец умер от рака лёгких. Перед смертью он умолял дочь не бросать учёбу, и девочка выполнила последнюю волю отца. На экзаменах она набрала высший балл по всей стране, стала учителем и ныне прилагает максимум усилий для улучшения системы образования в Мексике.
Возможно, это не совсем то, чего Палома так сильно желала в детстве. В то же время нельзя сказать, что она изменила своей мечте – скорее, просто скорректировала её. И если всё это ей удалось благодаря подходу Серхио Хуареса, то учителя, подобные ему, определённо находятся на правильном пути.