Парк военного периода
1939 год. Немцы за неделю захватили Польшу, всем евреям предписано ехать в Краков, отдать все свои сбережения немцам и переехать в отдельный район. Предприимчивый австриец Оскар Шиндлер решает использовать войну, чтобы заработать капитал. Если еврейские деньги исчезают в руках нацистов, почему бы не присвоить себе чуть-чуть? Еврейский бухгалтер Исаак Штерн по-началу с сомнением относится к галантному и лощёному Шиндлеру, но постепенно помогает ему в осуществлении планов.
Немец придумывает сделать на деньги евреев завод, нанять их же на работу и, согласно новым правилам, ничего за работу не платить. Все связи в нацистских верхах уже выстроены, подарки и взятки уплачены. Казалось бы, не совсем красивый поступок Шиндлера говорит о нём, как о плохом человеке. Но чёрно-белый фильм Спилберга доказывает, что у добра и зла множество оттенков.
Трясущаяся документальная камера выхватывает из толпы лица людей, они напуганы, обессилены. Несмотря на шикарные декорации и обстановку, очень похожую на 1940-е годы, фильм получился благодаря актёрам. Спилберг как никто другой умеет строить кино за счёт человеческих чувств, а не спецэффектов. Лиам Нисон из европейского Остапа Бендера превращается к концу фильма в человека с большим сердцем, матерью Терезой в брюках. Его простая мораль «власть в том, чтобы простить» хоть и вырастает из горделивого нарциссизма, становится гимном гуманизма. В отличие от «Пианиста» Поланского, в «Списке Шиндлера» есть место более важным вещам, чем простому высказыванию о силе искусства. Здесь тезис прост – не может быть ничего более важного, чем человеческая жизнь.
Спилберга обвиняли в расчёте и намеренном выборе темы ленты. Но следуя принципу Оскара Шиндлера, цель режиссёра, если и заключалась поначалу в получении прибыли, выросла во что-то большее. Фильм о войне – это всегда трудно, хотя бы из-за того, что в нём снимаются сотни людей. Такое кино не терпит фальши и признаков современности, просвечивающих из-за хоть и загримированных, но всё же сытых людей. Спилберг пустился в это тяжкое приключение, и, надо признаться, вышел из него достойно. Так может далеко не каждый.
Вердикт: Масштабная историческая лента, принёсшая Стивену Спилбергу каскад премий «Оскар», никого не оставит равнодушным.
Для глаз
|
Для мозга
|
Для сердца
|
9 |
9 |
10 |
На Blu-Ray с 11 апреля 2013
Дистрибьютор: 20-й Век Фокс СНГ
Звуковые дорожки: русская DTS 5.1; английская DTS-HD M 5.1; польская DTS 5.1.
Субтитры: русские, английские, эстонские, латвийские, литовские
Дополнительные материалы:
· Документальные мини-фильмы, в которых рассказывают о себе реальные люди, спасённые Оскаром Шиндлером;
· История основания Фонда Шоа: режиссер Стивен Спилберг рассказывает о том, как вдохновленный фильмом «Список Шиндлера», основал в 1994 году Фонд Шоа, чтобы сохранить и записать на видеопленку свидетельства жертв, переживших Холокост;
· О ‘Iwitness’: сервис, предоставленный Фондом Шоа с помощью их веб-сайта, который дает возможность студентам и учителям во всем мире, получать доступ к их базе выживших после Холокоста;
· 16-страничный буклет с фотографиями и дополнительной информацией на русском языке.