Папочка не любил меня!
При просмотре нового фильма М. Найта Шьямалана не покидает чувство, что он был снят на спор. Фильм настолько бездарно написан, сыгран и снят, что невозможно поверить, что всё это произошло ненамеренно.
Проблем у фильма так много, что не знаешь, с чего начать. Это фантастический фильм, в котором ни один элемент вселенной будущего не имеет смысла. Мы видим человеческую расу, переселившуюся на новую планету. Это высокоразвитая культура будущего, в которой вместо стен используются простыни, космические корабли сделаны из деревянных шестов и ткани, а самое высокотехнологичное оружие – это меч.
С самого начала главный герой Китай Рейдж (Джейден Смит) рассказывает о том, что землян почти полностью истребили злые инопланетяне. Которых мы не увидим. Но инопланетянам противостоял его отважный отец, генерал Сайфер Рейдж (Уилл Смит). Который до конца будет прикован к креслу и ни разу не возьмётся за оружие. Сначала нам заявляют, что Китай – большой умник и спортсмен, бьющий все рекорды среди сверстников. А затем, по прибытии на заросшую зеленью Землю, он на каждом шагу впадает в истерику и просит, чтобы папочка пришёл и его выручил.
С папочкой у фильма тоже большие проблемы. Уилл Смит проводит весь фильм с поломанными ногами и разорванной артерией, и добрую половину экранного времени буквально борется со сном. В остальное время он изо всех сил старается не изображать абсолютно никаких человеческих эмоций и произносит свои реплики со всей эмоциональностью Стивена Хокинга. В результате, львиная доля времени фильма и вся драматическая нагрузка ложатся на Смита-младшего. И, увы, это яблоко укатилось от яблони так далеко, что Колобку и не снилось.
Юный Джейден изо всех сил старается быть серьёзным и убедительным, но выглядит как 5-летний ребёнок, надевший папин пиджак, который ему до лодыжек, и думающий, что теперь он взрослый. На протяжении всего фильма не покидает чувство, что он снимался лишь для того, чтобы у Уилла Смита было самое дорогое в истории домашнее видео. И именно как домашнее видео и смотрится «После нашей эры»: это продукт, который сами авторы будут смотреть и кривиться.
Вероятно, «После нашей эры» и его скоропостижный провал забили последний гвоздь в гроб карьеры М. Найта Шьямалана. При всей любви к его ранним работам, нельзя не отметить, что свой былой запал режиссёр потерял. На сегодняшний день число провалов в его фильмографии настолько превышает количество удачных фильмов, что напрашиваются выводы о том, что с «Шестым чувством» и «Неуязвимым» главному голливудскому индусу просто повезло.
Шьямалану не удаётся ни добиться убедительной игры от своих актёров, ни сделать экшен-сцены сколь-нибудь захватывающими. В каждом кадре чувствуется отсутствие какого бы то ни было интереса к материалу. Из-за этого 100 минут фильма кажутся вечностью, и ощущения Смита-старшего, с трудом сохраняющего бдительность, оказываются зеркальным отражением состояния зрителя.