Охотник на лис

У богатых свои причуды

В 2006 году Беннетт Миллер дебютировал в качестве режиссёра игрового кино, выпустив «Капоте» – основанную на фактах историю написания «Хладнокровного убийства», одного из важнейших литературных произведений 20 века. Эта скромная и депрессивная психологическая драма вызвала фурор среди любителей качественного взрослого кино, неожиданно успешно прошла в мировом прокате (почти 50 миллионов долларов при 7-миллионном бюджете) и получила пять номинаций на «Оскар», из которых одна обернулась наградой для покойного Филипа Симура Хоффмана.

После первого успеха Миллер, в отличие от многих инди-режиссёров, не стал браться за более выгодные и массовые студийные проекты, а начал разработку своего следующего фильма. Им стала ещё одна драма, взятая из жизни, наполненная необычными персонажами и включающая в себя жестокое убийство невинного человека. Однако путь «Охотника на лис» от сознания постановщика до экранов кинотеатров в итоге занял почти десять лет. Но, что примечательно, сам режиссёр не только не расстроен, но ещё и рад, что работа заняла так много времени.

«Охотник на лис» – с трудом поддающаяся описанию и пониманию история о том, как в 1996 году миллионер Джон ДюПон, чья семья основала химический концерн DuPont, убил спортсмена и Олимпийского чемпиона по борьбе вольного стиля Дэйвида Шульца, после чего на два дня забаррикадировался в своём особняке, пока не сдался властям. Вследствие судебного процесса ДюПон был признан параноидальным шизофреником и приговорён к заключению в тюрьме для душевнобольных.

Охотник на лис

Связь ДюПона с Дэйвидом Шульцем и его братом Марком началась в 1990 году, когда магнат решил всерьёз взяться за поддержку молодых спортсменов Америки и переоборудовал семейную ферму площадью в 1.8 кв. км в грандиозный спортивный центр, который вскоре был признан официальной тренировочной площадкой для Олимпийской сборной США по борьбе. Также ДюПон основал собственную команду борцов, получившую название Foxcatcher (в честь фермы, на которой его отец Уильям разводил лошадей), и стал её тренером. Хотя какого-либо опыта или профессиональных навыков у него не было.

В комплексе ДюПона регулярно тренировались (и помогали в проведении тренировок) борцы мирового класса, среди которых оказались братья Дэйвид и Марк Шульц. Мировую славу они обрели в 1984 году, когда вместе стали чемпионами на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе, а годом спустя, когда Марк выиграл золотую медаль на чемпионате мира в Будапеште, они стали единственными братьями в истории американского спорта, одержавшими победу как на Олимпийских играх, так и на чемпионатах мира по борьбе (Дэйв победил в 1983 году в Киеве). Однако, после крайне неудачного выступления на Олимпиаде в Сеуле в 1988-м, Марк ушёл из профессионального спорта. Тем не менее, в 1991 году он был включён в Книгу рекордов Гиннесса как борец с наибольшим числом побед на мировых чемпионатах. В то же время Дэйв продолжал покорять новые вершины.

Но, увы, жизнь спортсмена была насильственно оборвана 26 января 1996 года, когда ДюПон застрелил Дэйва возле его дома на территории спортивного комплекса в присутствии жены Шульца и начальника охраны ДюПона, который ждал в его машине, ничего не подозревая. Эти события шокировали общественность и привели к длительному судебному разбирательству, в ходе которого была подтверждена невменяемость убийцы. 20 участников команды Foxcatcher остались без руководителя и будущего, а две семьи пережили ужасающие потери.

Охотник на лис

Беннетт Миллер узнал об этой истории совершенно случайно, когда спустя много лет знакомый дал ему почитать пару статей о ДюПоне и произошедшем. Как ни странно, поначалу эти события показались ему смешными – один из самых богатых людей Америки на шестом десятке решает тренировать команду профессиональных борцов, при этом не имея малейшего понятия о том, что делает. Желая понять, что происходило в умах и душах трёх ключевых фигур, Миллер принялся за разработку киноверсии, получившей название «Охотник на лис» (как и та самая команда).

Однако, даже несмотря на всесторонний успех «Капоте», режиссёру было крайне трудно найти компанию, которая отважилась бы спонсировать съёмки фильма. Но вместо того чтобы откладывать проект в долгий ящик, режиссёр периодически возвращался к нему и, вместе со сценаристами Эриком Максом Фраем («Братья по оружию») и Дэном Фаттерманом («Капоте»), многократно переделывал сценарий. Впоследствии Миллер даже сказал, что постоянное отсутствие финансирования и обилие свободного времени позволило максимально улучшить сценарий, лишив его самых очевидных «сенсационных» элементов и глубже проникнуть в душу своих героев.

В 2011 году Миллер успешно продолжил режиссёрскую карьеру, поставив «Человека, который изменил всё». Пост режиссёра ему предложили после того, как его внезапно покинул Стивен Содерберг. Времени на подготовку было крайне мало, а сценарий многократно переписывался. Но, несмотря на далеко не идеальные условия работы, Миллера ждал ещё больший успех, чем в случае с «Капоте» – 110 миллионов долларов в мировом прокате (для фильма о бейсбольной статистике – потрясающий результат) и шесть номинаций на «Оскар».

Охотник на лис

Тем самым Миллер снова доказал, что является обладателем редкого таланта превращать (на первый взгляд) скучноватые истории на основе реальных событий в захватывающие драмы, а также раскрывать актёров, известных в определённых ампула, с новой стороны. Так, самой неожиданной из шести стала номинация за лучшую мужскую роль второго плана для Джоны Хилла, который ранее был известен только по пошловатым комедиям вроде «Superперцев» и «Немножко беременна».

Успешная работа «по найму» обеспечила Миллеру новую волну внимания со стороны голливудских инвесторов. Разговоры об «Охотнике на лис» возобновились, и уже 30 сентября 2011-го (спустя неделю после выхода «Человека…» в прокат) финансировать и продюсировать новый фильм взялась Меган Эллисон («Цель номер один», «Мастер»), а выпускать картину в прокат обязалось подразделение студии ColumbiaSony Pictures Classics.

За предшествующие годы сценарий «Охотника на лис» успел вызвать интерес у многих актёров, которые были готовы играть главные роли, но были вынуждены покинуть проект из-за постоянных проблем с финансированием. Так, в роли ДюПона Миллер первоначально хотел видеть Гэри Олдмана, а роли братьев Шульц в какой-то момент собирались играть Хит Леджер и Райан Гослинг. Но в конечном итоге работу получили весьма неожиданные исполнители: Джона ДюПона сыграл Стив Карелл («Офис», «Сорокалетний девственник»), а Марка и Дэйва Шульца – Ченнинг Тэйтум («Мачо и ботан», «Штурм Белого дома») и Марк Раффало («Зодиак», «Мстители») соответственно.

Охотник на лис

Кандидатура Карелла заинтересовала Миллера тем, что эта работа позволила бы им обоим раскрыть «тёмную» сторону его таланта, которая, по мнению режиссёра, есть у каждого комедианта. Карелл же, узнавший о проекте случайно, также с энтузиазмом отнёсся к идее. Для Тэйтума роль в «Охотнике на лис» стала ещё одним шагом к обретению статуса «серьёзного» актёра. Для Раффало же подобные роли всегда были привычными, а съёмки в попкорновом кино вроде «Мстителей» и «Иллюзии обмана» – исключением.

Съёмки проходили в штате Пеннсильвания с октября 2012-го по январь 2013 года. Несмотря на короткие сроки, работа была крайне напряжённой для актёров. Подготовка к ролям братьев Шульц потребовала от Тэйтума и Раффало регулярных и усердных физических тренировок, которыми актёры занимались не только до, но и во время съёмок и по завершении каждого рабочего дня. По словам актёров, каждую ночь от утомления оба были в слезах.

Тэйтум умудрился получить пару травм при работе: во время съёмок сцены, где Дэйв должен ударить Марка по лицу, он сказал Раффало, чтобы тот не сдерживал себя и ударил его по-настоящему. В итоге у звезды «Супер Майка» лопнула барабанная перепонка. А при создании сцены, где Марк теряет самоконтроль и бьётся головой о зеркало, актёр настолько разошёлся, что пробил головой стену и чудом не напоролся на торчащий гвоздь. Но царапины на голове остались.

Охотник на лис

У Стива Карелла режим был менее физически изнурительным, но и ему довелось потратить уйму времени, чтобы вжиться в роль. К счастью, были доступны многочисленные видеозаписи с участием ДюПона (в какой-то момент он даже нанял документалиста, чтобы запечатлеть работу в комплексе), что позволило актёру досконально изучить его манеры и стиль речи. А чтобы выглядеть максимально убедительно, перед каждым съёмочным днём Карелл проводил по два часа с гримёром.

Что касается контактов между творческим коллективом и семьями потерпевших, здесь ситуация сложилась весьма продуктивно: Марк Шульц и семья Дэйва Шульца пошли кинематографистам навстречу и оказывали поддержку (Нэнси Шульц, вдова Дэйва, даже дала Раффало для съёмок очки, которые Дэйв носил при жизни), а семья ДюПон, хотя и не стала сотрудничать с Миллером, препятствий также не создавала.

Первоначально «Охотник на лис» должен был выйти в прокат в декабре 2013 года. Но за пару месяцев до премьеры студия Columbia объявила, что выход фильма переносится на ноябрь 2014-го. По официальной версии, Миллеру нужно было больше времени, чтобы завершить работу наилучшим образом. Но в то же время, это решение явно было мотивировано очень насыщенной предоскаровской гонкой, в которой у Sony/Columbia и так было два сильных кандидата («Капитан Филлипс» и «Афера по-американски») и «Охотник на лис» мог остаться без должного внимания.

Охотник на лис

В то же время студия отсрочила и выход «Охотников за сокровищами», которые считались потенциальным кандидатом на «Оскар». Но когда фильм вышел в прокат в феврале и не оправдал ожиданий, возникли сомнения и в качестве «Охотника…». Однако киноманы по всему миру вздохнули с облегчением, когда премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале в мае 2014 года, где аудитория стоя аплодировала, а Миллер удостоился награды за режиссуру. Успех продолжился осенью, когда картина была показана на фестивалях в Торонто, Нью-Йорке и Лондоне.

Теперь, когда фильм завершён и наконец добрался до больших экранов, критики называют его одним из фаворитов на «Оскарах» и прочат как минимум номинации на премию для Карелла и Тэйтума. Если фильм будет номинирован на главную премию, то для Миллера это будет третий раз подряд. Будет ли этот раз удачным и получит ли он наконец заветную статуэтку? Время покажет. А пока нет ни одной причины не посмотреть его новое творение.

Статья была впервые опубликована в pdf-версии журнала за ноябрь 2014 года.

В прокате с 29 января

[box border=»full»]

США, 2014, 129 мин., 16+, R
Режиссёр: Беннетт Миллер
Сценарий: Эрик Макс Фрай, Дэн Фаттерман
В ролях: Стив Карелл, Ченнинг Тэйтум, Марк Раффало, Сиенна Миллер, Ванесса Редгрейв, Энтони Майкл Холл, Джексон Фрейзер, Самара Ли и др.
Прокат: Парадиз / 700[/box]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here