Деньги решают
«Окча» южнокорейца Пона Чжун Хо рассказывает историю в духе классических «Стального гиганта» и «Инопланетянина» – о любви ребёнка к фантастическому существу, за которым охотятся алчные капиталисты. Показанная на 70-м Каннском кинофестивале и номинированная на «Золотую пальмовую ветвь» драма вызвала немало шума и споров из-за причастности к её созданию компании Netflix, которая прокатом кино не занимается. На самом деле, нужно уяснить – красота сильного фильма вовсе не в размере экрана, на котором его смотришь.
Мощная Mirando Corp. во главе с нахальной и самодовольной Люси Мирандо (Тильда Суинтон), которая постоянно жалуется на свою сестру и соперницу Нэнси (тоже Суинтон), решает вопрос голода в мире (к сожалению, размах голода не показан) путём искусственного выведения гигантских животных, похожих на здоровенных бегемотов. Объявляется конкурс, в ходе которого фермеры со всего мира обязуются вырастить и раскормить генетически модифицированных существ, а самое большое будет торжественно показано в Нью-Йорке. И вот, спустя десять лет таким зверем оказывается Окча – милейший питомец с человеческими глазами, которого воспитывает маленькая девочка Миджа (дебютантка Ан Со-хён), живущая вместе с дедом в зелёных горах корейской глубинки.
Однажды к ним на ферму приезжает дёрганый, подозрительный и жалкий зоолог с пышными усами Джонни Уилкокс (Джейк Джилленхол), который заявляет, что Окчу забирают в Америку. Разумеется, молчит про скотобойню, а девочка противится и отчаянно желает вернуть четвероногого друга домой. По счастливой случайности Миджа сталкивается с анархистами (молодые террористы защищаются зонтиками, а не оружием) из «Фронта спасения животных», под предводительством Джея (Пол Дано) замышляющих использовать Окчу для разоблачения мясной индустрии Мирандо. Словом, азиатский ребёнок плечом к плечу с вольными бунтарями борется против белых злых капиталистов. И чем дальше, тем больше история о крепчайшей дружбе, преданности и заботе становится мрачнее и насильственнее.
Сюрреалистичная кинопритча Пона Чжун Хо с нешуточной драмой увлекает погоней на грузовиках и беготнёй по торговому центру, спасением животным падающего ребёнка с горы, пугает дикостью и порочностью злодеев и хватает за душу тихими мгновениями, когда Миджа и Окча вместе. В конце концов девочка покупает свободу своего разумного друга. Имеет вес не голос ребёнка, а деньги. Остальных угнетённых ждёт смерть. Отдалённо слышатся выстрелы, а грозный финал становится красноречивой аллегорией концлагеря. Совершенно безнадёжный посыл – в этом мире счастье, за которым весь фильм гонится главная героиня, можно только купить.
«Окча» – мудрейшее кино этого года. Уникальный зверь – уникальный фильм, который по-детски наивный, прямой, если не сказать манипулятивный, сатирический, современный и просто захватывающий. Тут вам и экология, и рабство, и человеческое высокомерие, и корпоративная жадность, и правозащитный активизм. Мир сразу и сложный, и упрощённый, ведь можно мигом отделить хороших персонажей от плохих, но поодиночке они странные и непредсказуемые. «Окча» получился эдаким антикапиталистическим и антиглобалистским заявлением и ответом на всевозможные мировые кризисы. На ум приходят «Зелёный сойлент» и «Аватар», продвигавшие тему противостояния природы и корпораций. Пон Чжун Хо, радикально критикующий действительность, издевается над империализмом капитала, западными ценностями и теми, кто под ними прогибается. Другое дело – кино о жестокости и безразличии «прогрессивного» человечества ничего не меняет. Но всё же даёт надежду. Ведь, если серьёзно, – кончайте разрушать планету!