Одни дома
Как и многие консервативные жанры, фильмы ужасов переживают кризис – ещё бы, публика с каждым годом становится менее боязливой, а приёмов, способных вогнать зрителя в дрожь, существует не так уж и много. Выручали представители других стран с их нестандартным подходом к страшным историям, обусловленным уникальными культурологическими особенностями. Особенно эффектно себя показала Испания – достаточно вспомнить «Других» Алехандро Аменабара, «Репортаж» Хауме Балагуэро и «Приют» Хуана Антонио Байоны. И вот на свет появился новый хоррор-проект из этой солнечной страны – «Обитель теней».
1969 год, США. В уединённый старый дом на окраине приезжает мать-англичанка с четырьмя детьми. Здесь под новой фамилией семья пытается скрыться от жуткого прошлого, но на счастливую жизнь им надеяться не стоит. Женщина умирает от тяжёлой болезни, и дети решают скрыть это от окружающих, ведь у них могут отобрать дом, а после разлучить и отправить по приютам. Им остаётся только учиться выживать, полагаясь друг на друга, и ждать, пока самому старшему не исполнится 21 год. Но это ещё не самое страшное – в особняке живёт загадочный призрак, и он напрямую связан с прошлым несчастных ребят.
«Обитель теней» стала режиссёрским дебютом Серхио Х. Санчеса, сценариста «Невозможного» и «Приюта». С одной стороны, как и многие дебютанты, Санчес слишком часто полагается на клише, недостаточно крепко ставит саспенс-сцены и слабовато подаёт важные и серьёзные моменты – особенно это касается концовки, где раскрывается весь драматический накал. Проработкой образов постановщик тоже себя не утруждает (взять, например, линию с героиней Ани Тейлор-Джой, от которой после «Ведьмы» и «Сплита» ждёшь исключительно запоминающихся ролей) и не обращает внимания на то, что Джордж МакКей, исполнитель главной роли, порой откровенно переигрывает. Также Санчес слишком рано выдаёт одну из главных сюжетных загадок, а его «оригинальный» финальный финт уже набил оскомину.
С другой стороны, Санчес, как и прочие испанские кинематографисты, умеет создавать атмосферу и жуткие моменты. Тягучая манера повествования тоже играет фильму на руку, так как позволяет лучше прочувствовать эту липкую, даже болезненную безысходность, в которой оказались персонажи. И такой подход к рассказу лишний раз доказывает, что для страшного кино ощущение некой обволакиваемости намного важнее, чем выпрыгивание из-за угла под оглушающие скрипки и постоянная беготня.
Хороший оператор Чави Хименес («Агора», «Машинист», «Интакто») одной лишь игрой света, композицией кадра и цветовой палитрой погружает зрителя в удушающую повседневность старого дома, ставшего для несчастных детей настоящим склепом. И пускай история, заложенная в основе, никак не претендует на оригинальность, она драматична, непроста и не оставляет равнодушным. Конечно, событиями в мире кинематографе такие фильмы не становятся и не станут, но просмотра, если вы поклонник жанра, «Обитель теней» заслуживает.