Лурд – небольшой живописный городок во Франции, привлекающий к себе внимание отнюдь не из-за пейзажных красот. По версии Католической церкви, в 1858 году здесь случилось чудо: в одной из горных пещер местной жительнице, 14-летней Бернадетт Субиру, явилась Дева Мария.
Сегодня благодаря потоку паломников Лурд опережает Ниццу по количеству бронируемых номеров в отелях. Каждый год миллионы людей приезжают сюда в надежде на исцеление и помощь свыше. Среди них – молодая женщина Кристин, парализованная ниже шеи, которая, кажется, мало заинтересована в религиозных обрядах. Более того – она находит, что Рим куда интереснее Лурда из-за культурного богатства. Но внезапно случается то самое чудо: после нескольких посещений святых мест Кристин встаёт с инвалидного кресла.
Восторги окружающих моментально затмеваются уймой вопросов. Это акт божественного вмешательства или кратковременная ремиссия? Действительно ли это доказательство существования бога? Что остальные делали не так? И самое главное – почему была избрана именно Кристин?
Картины на религиозную тему обычно делятся на три типа: духовно-мотивационное, антиклерикальное и пространно-философское. «Лурд» австрийки Джессики Хауснер («Малыш Джо»), удостоенный четырёх наград на Венецианском кинофестивале, пытается идти сразу по всем направлениям, и, что характерно, с поставленной задачей успешно справляется.
За духовность в фильме отвечает то самое чудо, случившееся с Кристин. Оно действительно кажется божьим провидением, ведь небеса решили вознаградить страдающую молодую женщину, не соблюдавшую отработанные ритуалы, но обладавшую чистыми помыслами и искренней душой.
Антиклерикальная составляющая прекрасно видна в демонстрации холодной и бесстрастной конвейерообразной жизни Лурда, выработавшего почти механистичную модель поведения. С этой точки зрения он напоминает активно разрекламированный пансионат с санаторно-курортным лечением, куда прибывают либо к чудодейственным докторам и моментально разочаровываются, не достигая искомого результата, либо из праздного любопытства.
Очень показательны сцены, когда сопровождающая Кристин старушка искренне молится пластиковой статуе неподалёку от светящейся неоном сувенирной лавки, проводятся конкурсы с призами на звание лучшего паломника, а священники слушают анекдоты про Деву Марию, которая говорит: «давайте съездим в Лурд, поскольку я там никогда не была».
Но третья – и самая главная смысловая составляющая – та самая философская сторона вопроса. Она выступает структурным клеем, связывающим все компоненты в единое целое, что можно прекрасно охарактеризовать одной фразой: пути господни неисповедимы.
Рассматривая людское поведение через отточенный, тщательно продуманный и наполненный важными деталями кадр оператора Мартина Гшлахта, рассказывая историю Кристин беспристрастно, почти отстранённо, поднимая острые темы и оставляя их висеть в воздухе, как и нарочно вводя зрителя в состояние недоумения, Хауснер прекрасно понимает, что она хочет всем этим сказать.
Подлинная суть веры в бога для человека была, есть и остаётся непостижимой, поскольку существуют вопросы, на которые никогда не найдутся удовлетворяющие ответы. Есть люди, которые верят – и им воздаётся по их вере, а есть те, кто разочаровывается, поскольку в ответ на молитвы слышит лишь молчание.
Робкая, застенчивая Кристин в блестящем исполнении Сильви Тестю (заслуженно удостоенной премии Европейской киноакадемии за лучшую женскую роль), в чьём арсенале была только лёгкая мимика для отображения глубочайших переживаний, надежд и тревог, кажется собирательным образом любого человека, который отказался от религиозных условностей, но в душе искренне надеется на что-то лучшее.
Наверное, в этом и заключается истинное предназначение веры – не получать неопровержимые, запротоколированные доказательства проявления высших сил и не приходить к святым местам как в волшебную лавку, а жить с надеждой и не требовать объяснений происходящему. Ведь когда обречённому человеку из ниоткуда дарится необычайный прилив сил, ощущение огромных возможностей и вера в завтрашний день, пускай даже на короткий миг – это уже великое чудо.