Вопреки распространённому мнению, ставшему стереотипом, телесериал – это не жанр, а форма. И в этой форме можно рассказать историю любого жанра. И эта форма уникальна. И ни один сериал не иллюстрирует это лучше, чем «24 часа», празднующий в этом году свою пятнадцатилетнюю годовщину.
Суть сериала проста: в течение одних суток федеральный агент Джек Бауэр (в виртуозном исполнении Кифера Сазерленда, получившего за эту роль премии «Эмми» и «Золотой глобус») делает всё возможное (а порой и не очень), чтобы предотвратить теракты, запланированные как террористами разных стран, так и злоумышленниками в рядах американского правительства. Казалось бы, тема не нова и уже успела всем изрядно поднадоесть. Но революционность сериала заключалась в его подходе: это экшен-триллер, происходящий в реальном времени. 24 серии одного сезона – 24 часа одного дня. Авторы сериала Джоэл Сурноу и Роберт Кокран (на счету которых также культовый «Её звали Никита») создали историю, которую невозможно рассказать иным способом.
Но сериал не стал бы хитом и обладателем множества наград (кроме премий за актёрскую игру, он был удостоен «Эмми» и «Золотого глобуса» за режиссуру и был отмечен как «Лучший драматический сериал» на пятом сезоне), если бы не имел ряда других объективных достоинств. В первую очередь, создатели мастерски подобрали актёров и написали для них колоритных персонажей.
Джек Бауэр ныне по праву признаётся одним из самых ярких героев боевиков и ставится зрителями на один уровень с Джеймсом Бондом и Джейсоном Борном, не говоря уж о том, что для Сазерленда эта роль открыла «второе дыхание». Дэйвид Палмер в исполнении Денниса Хэйсберта – один из самых правдоподобных и симпатичных образов президента США из всех когда-либо показанных на экране, но при этом авторы не чураются ставить его в безвыходные положения, в которых лидеру нации приходится принимать далеко не самые «красивые» решения. Кроме того, следует отдать должное смелости сценаристов, сделавших президента чернокожим задолго до прихода Барака Обамы к власти. А ворчливая программистка Хлоя О’Брайен (Мэри Линн Райскуб), сопровождавшая Джека, начиная с третьего сезона, заслуженно вошла в пантеон лучших напарников (и напарниц) экшен-героев. Под стать героям сериала и его злодеи – как просто религиозные фанатики, так и искусные манипуляторы, прячущиеся в высших эшелонах власти (в пантеон «плохишей 24 часов» входят Деннис Хоппер, Тобин Белл, Хоаким де Алмейда, Арнольд Вослу, Тони Тодд и даже лауреат «Оскара» Джон Войт).
Кроме выдающихся актёрских работ, сериал всегда отличался своими сценариями, от которых в каждой серии у зрителя возникала опасность сгрызть ногти до запястья. Авторам ничего не стоило ввести в сюжет ключевого героя, лишь чтобы устранить его спустя пару «часов». И в отличие от других сериалов с «извилистым» сюжетом (например, от «Побега»), здесь не было «восставших из мёртвых» (за одним исключением).
Конечно, по мере роста популярности, сериал подвергался серьёзной критике за большое количество насилия (особенно в сценах, где Джек устраивал подозреваемым «допрос с пристрастием») и выставление в негативном свете представителей Ближнего Востока (чаще других безопасности США угрожали террористы-мусульмане). Нельзя не признать, что в этих претензиях есть немалая доля правды. Но при этом нужно отдать должное создателям, не ставшим выставлять спецслужбы и правительство США стопроцентными патриотами с девственно чистой совестью.
Практически в каждом сезоне в Контртеррористическом подразделении имелись свои «засланные казачки», а зарубежные террористы не обходились без поддержки американских чиновников. Да и сам агент Бауэр зачастую переходил черту дозволенного, руководствуясь принципом «цель оправдывает средства». Но, несмотря на то, что он всегда выполнял свои задачи, его не выставляли как героя и образец для подражания. Не говоря уж о том, что государство, ради которого он раз за разом рисковал жизнью, воспринимало его как пешку, расходный материал, который не жалко отдать врагу или устранить самостоятельно, потому что он «слишком много знает».
К сожалению, как и в случае с другими долгоиграющими хитами, «24 часам» не всегда удавалось удержать собственную планку качества. И когда в определённый момент Джеку нужно было выкрасть у китайских спецслужб микросхему, управляющую ядерным чемоданчиком, который бывший советский генерал продал арабским террористам под эгидой бывшего американского президента, даже в умах самых преданных фанатов возникал вопрос: «А не заигрались ли авторы?». Не говоря уж о пресловутом нарушении создателями своего же правила о «невоскрешении» героев: возвращение к жизни агента Тони Алмейды (Карлос Бернард) в седьмом сезоне было признано фанатами как отчаянная попытка ухватиться за былую славу. Такие же смешанные отзывы вызвало и решение перенести место действия сериала в течение последних двух сезонов – сначала из Лос-Анджелеса в Вашингтон, затем в Нью-Йорк.
Тем не менее, даже в свои не лучшие моменты «24 часа» всегда давал зрителю профессионально поставленное зрелище, и экшен в течение всех 168 серий был на высоте, недосягаемой для конкуренции. Именно «24 часа» стоял у истоков «документальной» манеры съёмки боевиков (ручная камера, резкие движения, никакой замедленной съёмки), которая на сегодняшний день стала практически стандартом. Боевые сцены, которые многократно снимались при поддержке Вооруженных сил США, по своей эффектности ни в чём не уступают лучшим творениям Джерри Брукхаймера.
Легендарные часы сериала закончили тикать в мае 2010 года, вернувшись к нулю и оставив Джека Бауэра в бегах, когда правительства США и России объявили на него охоту. Не один год у студии «Двадцатый век Фокс» зрели планы по возвращению бравого агента, но уже на большом экране при участии режиссёра Антуана Фукуа («Тренировочный день»). Эти планы так и не реализовались, но Джек Бауэр всё же вернулся в 2014 году в мини-сериале «24 часа: Проживи ещё один день». И хотя к тому времени война с террором сильно изменилась как технически (благодаря использованию беспилотников и хакерских атак поле боя перенеслось за компьютеры), так и в лице общественности (благодаря Эдварду Сноудену и WikiLeaks), Джек Бауэр и «24 часа» остались всё теми же: никакая техника тебя не спасёт, когда озлобленный беглый агент выбросит тебя в окно. «Проживи ещё один день» получился собранием «лучших хитов» сериала: место событий новое (Лондон), пытки, драки, погони и перестрелки всё те же. А большего фанатам, соскучившимся по любимому истребителю террористов, и не нужно.
Финал мини-сериала был открытым и не особенно жизнеутверждающим (СПОЙЛЕР: в последней серии Джек сдаётся российским властям в обмен на свободу Хлои, и вертолёт уносит его в неизвестные дали), но именно он оказался точкой в истории Джека Бауэра. Кифер Сазерленд объявил, что если сериал «24 часа» и продолжится в какой-либо форме, то уже без него. Но канал Fox это не остановило и в 2017 году он начнёт демонстрацию проекта «24 часа: Наследие», который сохранит привычный формат повествования, но список действующих лиц будет совершенно новым, а главную роль сыграет известный по «Голосу улиц» Кори Хокинс. Насколько успешным будет перезапуск, покажет лишь время.
Дополненный материал. Оригинальная статья была впервые опубликована в ноябрьском номере «Люмьера» за 2011 год.