Гнида черножопая 2.0
Россиянка, ныне живущая в Германии, Аня Крайс, написала сценарий, спродюсировала, сняла и смонтировала постперестроечную трагикомедию «Нашла коса на камень». Фильм, победивший на кинофестивале «Движение» в Омске, иллюстрирует будни заката ельцинской эпохи – да-да, тех самых «лихих 90-х», исчерпывающе показанных классиком Алексеем Балабановым.
На носу 2000 год. По ящику крутят хронику событий чеченской войны, звучит знаменитая речь Владимира Путина «Пить будем, когда задачи будут решены», тут же мелькает еле ворочающий языком Борис Ельцин, а на улице зима. Имена персонажей не столь важны – на экране настоящие образы: простодушная девушка, встречающая с войны русского солдата, желающая бежать в Европу и ревнующая его к другой; чеченцы, страстно отплясывающие у «Жигулей», а после насилующие русскую девку; две тётки-сектантки, одна из которых кормит пьянчугу, потерявшего работу на заводе и, понятное дело, запившего, а другая ностальгирует по прошлому; и, разумеется, бандюги и продажный служитель закона.
Здесь не разглагольствуют, а решительно действуют. Но какое русское произведение без достоевщины? Картина имеет очевидные отголоски «Брата» и «Груза 200». Дедовское ружьё (не за мильон ли?), хамы, алкаши и «чурки нерусские», поколение, для которого оружие – игрушка, вместо бутылки – матрёшка (жутко символично), даже разговоры по-балабановски прозаичны и злободневны, а вместо «В чем сила, брат?» – «Скажи, брат, кто правит миром?».
Маленькие истории маленьких людей переплетаются гармонично, хотя некоторым персонажам внимания достаётся значительно меньше. Провинциальные судьбы приправлены разговорами о стране, где и с работой всё глухо, и «бл*дство» вокруг да «безверие», и бандит Бес (!), отжавший гараж у слабенького брата солдата, Дениса, оскаливающегося, дескать, «русский – я». А решительные тётки, Вера (Ксения Кутёпова с золотым зубом) и Аля (бесподобная Юлианна Михневич), которых обзывают «американскими подстилками», вербуют горожан в секту, хотя сами, скорее, не верят во всякий там Армагеддон. Жизнь-то сложнее, особенно на Родине, которую продали.
В «Нашла коса на камень» нет разве что гниющего трупа, мерзкого насильника и лобовой надписи на майке: «СССР» (или «Россия»). Место событий тоже толком не понять – то ли провинция, то ли окраина мегаполиса. И снова, как у Балабанова, размышления о свободе и рабстве, о наших и ваших, и кто вообще за Севастополь ответит, а брат вновь вступается за брата, ибо по-другому нельзя в нищей, «Бесовской» России.
Картина Ани Крайс очень точна и жива. И хотя краски посочнее и подача многоходового сюжета попсовее, чем у Балабанова, ощущение тяжести бандитской десятилетки не покидает ни на миг. Сталкиваются два поколения, как реальность и абсурд, на руинах старой России и на пороге новой. Фильм с размахом «Кочегара», щепоткой хлёсткой сатиры и гротескного насилия и матерком, связующим звеном между персонажами, событиями и зрителем. Дебют Крайс драматургически сложный и поразительно зрелый, невзирая на лёгкий налёт романтики – солдат, защитник измученной Родины, исполняет желание погибшего брата – прокатить девушку на мотоцикле.
Россия 90-х изнасилованная, без веры, ибо «никому она на хрен не нужна», зато с бутылочкой «Русской души» на окровавленном столе. И мечтательный финал – солдатик и девушка его погибшего брата – оба с надеждой едут навстречу новой жизни, новым мечтам, новому столетию.