Нарочно не придумаешь
В 14 лет Филомена Ли забеременела. Разъярённый отец отдал её в монастырь, в котором злые католические монахини продали её сына в усыновление. Спустя 50 лет, вместе с журналистом Мартином Сикссмитом, она собирается найти своё чадо. И эта история основана на фактах.
На первый взгляд, новый фильм Стивена Фрирза («Королева») должен оказаться самой бессовестной слёзовыжималкой на свете. Подобную историю ожидаешь увидеть скорее в программе «Жди меня», чем на большом экране. К счастью, создатели фильма прекрасно понимают, что делают (и что делать не надо), и «Филомена» получается картиной интересной, оригинальной, трогательной и ни на секунду не заставляющей негодовать.
Трудно сказать, что достойно большей похвалы – грамотная режиссура Фрирза, который не перегибает палку с сантиментами, но и берёт за душу в нужные моменты; прекрасный актёрский дуэт Джуди Денч и Стива Кугана, который берёт старый шаблон «противоположности притягиваются» и заставляет его играть новыми красками; или же сценарий, написанный Куганом и Джеффом Поупом, который трезво и рассудительно подходит к истории и присущим ей конфликтам, не бросаясь в крайности и не вешая ярлыки.
На первый взгляд кажется, что эту историю мы уже миллион раз видели и каждый её поворот можно предсказать с точностью до минуты. Но не тут-то было. После довольно стандартного вступления «Филомена» выдаёт сюрпризы на каждом повороте, но никогда не вызывает чувства, что Шокирующие Повороты здесь делаются сами ради себя. И даже в более традиционных сценах, в которых Ли и Сикссмит «говорят за жизнь» и демонстрируют, что являются практически полными антиподами (он – циничный атеист, она – наивная оптимистичная верующая), интерес не спадает ни на секунду благодаря прекрасным актёрским работам и остроумным диалогам.
Стив Куган здесь играет вполне привычный для себя образ, но ему удаётся выйти за рамки стереотипа и сделать своего героя живым человеком, а не машинкой для выдачи острот. Джуди Денч же играет полную противоположность своего типичного образа строгой и высокородной начальницы, и играет так хорошо, что так и хочется спросить, почему она скрывала свой комедийный талант все эти годы (момент с Филоменой, описывающей «Дом большой мамочки» – это маленький шедевр). А когда актрисе приходится работать с более эмоционально сложным материалом, то возникают мысли о том, что «Оскар» за лучшую женскую роль в этом году отправился не по адресу.
В менее умелых руках фильм мог бы превратиться в пламенный манифест против Католической церкви, которая отбирает чужих детей и оскорбляет милых старушек. У Фрирза же получилась история, которая скорее напоминает о том, что реальность порой оказывается более неожиданной и удивительной, чем любой вымысел. И, что интересно, хотя церковь здесь едва ли показана в положительном свете, финал оказывается сильнейшим утверждением в пользу христианских добродетелей и авторы наглядно демонстрируют, что прощение – куда большая сила, чем гнев. Именно поэтому в подобных ситуациях на него способны единицы. И та тонкость, с которой подано это послание, вызывает восхищение.
Вот ведь как… Начала было смотреть, но тут настолько все по нулям, что даже удивляюсь вашей и другим хвалебным рецензиям как-то вяло… Про фестивали вообще без комментариев…. 0 0 0